HYPERLINK "http://teacher. fio. ru/news. php?n20171&c62" http://teacher. fio. ru/news. php?n20171&c62
HYPERLINK "http://www. ug. ru/" t "blank" "Учительская газета", 04-2003
Кадыр ХАБИБУЛЛИН, кандидат педагогических наук, учитель математики и директор школы N 12, Салават, Республика Башкортостан
Как решать задачи на совместную работу
При решении текстовых задач на совместную работу основными компонентами являются: а) работа; б) время; в) производительность труда (работа, выполненная в единицу времени). Обычно при решении задач этого типа всю работу, которую необходимо выполнить, принимают за 1. Далее находят производительность труда каждого рабочего в отдельности, т. е. 1/t, где t - время, за которое указанный рабочий может выполнить всю работу, работая отдельно.
При таком подходе к решению задач на совместную работу у учеников начинаются сложности, связанные с непониманием смысла обозначения всей работы единицей, так как в реальной жизненной ситуации любая работа имеет некоторый объем, выраженный конкретным числом, обычно отличным от единицы. Условное принятие всей работы за 1 не способствует глубокому пониманию практического смысла задачи. Сомнение у детей вызывает и тот факт, что при этом производительность труда оказывается в их представлении дробным числом, меньшим единицы, потому что, как правило, время больше 1.
Чтобы избежать таких проблем при решении задач такого рода, можно предложить обозначить всю работу какой-либо постоянной А, отличной от 1. Тогда производительность будет равна А/t. Этот путь немного длиннее, но ребятам он более понятен, потому что выражает реальный смысл задачи. А в конце задачи введенная вспомогательная величина для работы уничтожится.
Покажем это на приме
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>