Анализ литературы по теме исследования позволил выявить противоречие между острой необходимостью воспитания чувства патриотизма у младших школьников и неэффективностью современной педагогической практики его воспитания у младших школьников; между возможностью детской литературы влиять на воспитание патриотических чувств младших школьников и недостаточной разработанностью путей ее использования.
Проблематика исследования заключается в выявлении педагогических условий, при которых использование разнообразных форм работы на предмете окружающий мир с целью развития у младших школьников личностных универсальных учебных действий в процессе патриотического воспитания будет эффективным.
Цель исследования – выявить педагогические условия использования разнообразных форм работы на уроке как средства воспитания у младших школьников патриотических чувств.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть понятия: патриотические чувства, личностные универсальные учебные действия.
2) Выявить уровень воспитанности патриотических чувств
у младших школьников.
3) Разработать и экспериментально апробировать приемы работы по воспитанию патриотических чувств у младших школьников средствами предмета окружающий мир
4) Выявить динамику развития воспитанности патриотических чувств у младших школьников.
Объектом исследования является процесс воспитания патриотических чувств у младших школьников.
Предметом исследования выступают педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников средствами детской литературы.
На основе вышеперечисленного можно вывести следующую гипотезу - уроки окружающего мира будут способствовать эффективному воспитанию патриотических чувств у младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:
- использование в процессе обучения разные формы работы.
- привлечение детей к отбору материала на основе литературы о родной стране, родном городе;
- вовлечение детей в обсуждения патриотических поступков героев Отечества.
- использование предмета окружающий мир с целью воспитания
патриотических чувств в процессе урочной деятельности.
Методы исследования:
- I. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
- II. Эмпирические методы:
- опрос, беседа, тестирование;
- эксперимент (формирующий, контрольный).
База исследования:
- экспериментальный класс –МАОУ «СОШ» Классный руководитель — Казанцева Ольга Николаевна
- контрольный класс – 4 класс МАОУ «СОШ» Классный руководитель — Казанцева Ольга Николаевна
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.