С течением времени к качеству образования предъявляют всё новые и более высокие требования. Данные требования ставят необходимость переосмысления современного образовательного процесса. В связи с этим возникает проблема эффективности и повышения надёжности контроля качества образования. Для решения данной проблемы проводятся исследования научных достижений обучающихся, разрабатываются и используются различные системы педагогического мониторинга, направленного на выявление усвоенного обучающимися материала – с целью оценки знаний и выявления пробелов в знаниях, – для более глубокого рассмотрения «западающей» темы.
Контроль знаний, как постоянно действующий механизм, даёт возможность не только «обнаружить пробелы в восприятии и сознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, но и соответственно отмеченным проблемам корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: даёт индивидуальные задания обучающимся, дополнительно объясняет, приводит вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщает факты, противоречащие неверному суждению, помогает выработать правильный способ рассуждений» [2, с. 147].
Но прежде чем определиться с конкретной системой контрольно-оценочной деятельности, необходимо для начала разобраться с тем, что же такое педагогический контроль?
В толковом словаре Ожегова контроль определяется как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки»[3]. В словаре методических терминов контроль - это «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса» [1, с.90].
В зависимости от того, кто осуществляет контрольно-оценочную деятельность, контроль бывает:
- Внешний контроль. Производится учителем над деятельностью обучающихся.
- Взаимоконтроль. Осуществляется обучающимися друг над другом.
- Самоконтроль. Ученик проверяет себя сам по готовым образцам или правильным ответам.
Необходимо также понимать, какую цель мы преследуем, проводя тот или иной вид контроля.
Цели, формируемые в образовательном процессе:
1) диагностика и коррекция знаний и умений учащихся;
2) учет результативности отдельного блока, этапа, модуля обучения;
3) определение итогового результата обучения на различном уровне.
На основе данного материала у педагога появится возможность выбора наилучшей контрольно-оценочной деятельности, но стоит заметить, что целесообразно комбинировать представленные типы контроля, а не использовать постоянно только один из них.
Список используемой литературы:
- Новый словарь методических терминов и понятий / ЗАО «Издательство ИКАР». Азимов Э. Г., Щукин А. Н. 2009. - 90 с.
- Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / В.А. Сластенин – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 576 с.
- ТолковыйсловарьОжегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.