Использование практико-ориентированного подхода как важнейшая составляющая патриотического воспитания в системе образования
Петрищева Н.П.
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №7
Патриотическое воспитание подрастающего поколения выделено как одно из приоритетных направлений современной воспитательной и образовательной направленности. «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью» — так говорит Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
В Законе РФ «Об образовании» во 2 статье даны четкие пояснения принципов, на которых базируется современная образовательная политика, а, значит, тем самым выделены ключевые позиции понимания современного воспитания и обучения. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования. Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Нельзя сказать, что ранее патриотизму и воспитанию четко выраженной гражданской позиции у молодежи не уделялось должное внимание. Но в современном, быстро меняющемся мире крайне необходимо выделить это направление как приоритетное. Именно потому, что основой человека как личности является любовь к своей Родине. Еще Ф. Бекон говорил, что любовь к Родине начинается с семьи, соответственно, начинается именно с понимания «малой Родины», и именно начиная с детских лет. Какие понятия включает в себя понятие «малой Родины»? Это весь спектр окружающего мира, а именно: семья, одноклассники, преподаватели, жители родного города и так далее.
И в этом ключе перед педагогом стоит целый ряд задач по воспитанию и формированию мировоззрения обучающихся, не просто любящих свою Родину, но и сознающих себя частью огромного общества граждан своей многонациональной Родины. Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности. Обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. В психологии, философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и другие.
Каждое цивилизованное общество задумывается о своем будущем. Каким оно будет? Сохранятся ли традиции? Продлиться ли передача из поколения в поколение того, что веками накоплено до нас? Наше будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно смеется, плачет, задает вопросы, заставляет искать ответы на эти вопросы. Это будущее - наши дети.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Спустя века это изречение не утратило своей актуальности. Считаю, чтобы найти себя в жизни и достойно реализовываться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, быть способным учится всю жизнь, и, главное – не останавливаться в своем развитии
Целью применения многообразных методик является воспитание уважения к окружающему обществу и формирование патриотизма у молодого поколения. Безусловно, следует учитывать уровень подготовленности и возраст обучающихся, а также степень владения знаниями в области истории и обществознания.
Практико-ориентированный урок разрабатывается с учетом того, что основной идеей является усиление практического аспекта подготовки обучающихся за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повышать действенность приобретаемых студентами знаний. Подача теоретического материала должна подаваться обучающимся в виде не только лекций, а непосредственно с примером из жизни. С точки зрения обучаемого, применение практико-ориентированных технологий повышает интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в совокупности с традиционными.
С точки зрения преподавания, практико-ориентированные технологии предоставляют педагогу следующие возможности:
а) реализовать и распространять свой опыт преподавания;
б) обеспечить обработку статистических данных и принятия тех или иных педагогических и дидактических решений, при этом появляется возможность более гибкого управления познавательной деятельности обучения;
в) изучить опыт ведущих в своей области преподавателей.
К практико-ориентированным технологиям патриотического воспитания можно отнести интерактивное обучение, или способ познания, призванный одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные задачи образовательного процесса.
При организации практико-ориентированного обучения изменяется позиция преподавателя. Главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Преподаватель с помощью современных образовательных технологий (проектных, диалоговой взаимопомощи, информационных), новых форм и методов обучения (практикум, групповая работа, проблемные методы, частично-поисковые методы, работа со случаем и т.д.) организовывает самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает «развивающую среду», направленную на деятельность, в которой становится возможным выработка каждым обучающимся определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
Таким образом, воспитательная функция на уроках гуманитарного цикла всегда реализуется в формировании личности обучающихся с точки зрения патриотического и гражданского воспитания.
С учетом особенностей профессионального образования следует также обращать внимание на развитие личности в период ранней юности обучающихся не только с точки зрения ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию, но и с точки зрения практической деятельности в социальных ролях. В данном случае речь идет о конкретных особенностях выбранной профессии, что в рамках патриотического и гражданского воспитания может реализоваться в мероприятиях, формирующих приобщение к выбранной профессии через ознакомление с традициями народов России, например:
- «Что мы знаем о профессиях бабушек и дедушек»,
- «История профессии в России»,
- «Мир профессий в РФ 19 века»,
- «Самые известные профессиональные династии»,
- «Профессии наших родителей»
- «История моей профессии».
При организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках работы по гражданскому и патриотическому воспитанию функции формирования личности могут реализовываться в следующих мероприятиях, акцентирующих внимание на семье и нравственно-семейных ценностях, например:
- «Семейные традиции в моей семье»,
— «История моей фамилии»,
— «Семейный фотоальбом»,
- «История войны глазами наших бабушек и де душек».
Также стоит упомянуть о мероприятиях, затрагивающих непосредственно Россию в широком смысле этого слова, существенно расширяющих о ней представление, а также формирующих чувство любви, заботы и сохранения своей Родины, уважения к другим народам и их традициям, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству, например:
- «От Руси к России»,
- «Государственные символы РФ»,
- «Мой родной город»,
- «История моего родного города»,
- «Великие победы русского народа»
- «9 мая — День Победы»
- «4 ноября — День народного единства»,
- «День защитника Отечества»,
- «День космонавтики».
Вне всякого сомнения, процесс воспитания человеческой личности — процесс долгий и кропотливый, требующий продолжительного времени и труда как педагога, так и самого обучающегося. В рамках современной национальной политики в области образования и воспитания нужно приложить максимум усилий всему обществу с целью формирования не только патриотизма, но и прежде всего с целью морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, берущего, вне всякого сомнения, пример не только с педагогов, но и со взрослых людей, составляющих общество РФ в целом.
Литература:
- Антонова, М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2006. №6.
- Жариков, А. Д. Растите детей патриотами. М., 2000
- Закон РФ «Об образовании».
- Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? М., 2004.
- Ушакова, О. А. Использование электронных пособий на уроках истории./Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007.