Использование практико-ориентированного подхода как важнейшая составляющая патриотического воспитания в системе образования - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 135
  • Скачиваний: 3

Использование практико-ориентированного подхода как важнейшая составляющая патриотического воспитания в системе образования

Петрищева Н.П.

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №7

Патриотическое воспитание подрастающего поколения выделено как одно из приоритетных направлений современной воспитательной и образовательной направленности. «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового,  демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью» — так говорит Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

В Законе РФ «Об образовании» во 2 статье даны четкие пояснения принципов, на которых базируется современная образовательная политика, а, значит, тем самым выделены ключевые позиции понимания современного воспитания и обучения. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования.  Приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Нельзя сказать, что ранее патриотизму и воспитанию четко выраженной гражданской позиции у молодежи не уделялось должное внимание. Но в современном, быстро меняющемся мире крайне необходимо выделить это направление как приоритетное. Именно потому, что основой человека как личности является любовь к своей Родине. Еще Ф. Бекон говорил, что любовь к Родине начинается с семьи, соответственно, начинается именно с понимания «малой Родины», и именно начиная с детских лет. Какие понятия включает в себя понятие «малой Родины»? Это весь спектр окружающего мира, а именно: семья, одноклассники, преподаватели, жители родного города и так далее.

И в этом ключе перед педагогом стоит целый ряд задач по воспитанию и формированию мировоззрения обучающихся, не просто любящих свою Родину, но и сознающих себя частью огромного общества граждан своей многонациональной Родины. Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия  профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности. Обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. В психологии,  философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и другие.

Каждое цивилизованное общество задумывается о своем будущем. Каким оно будет? Сохранятся ли традиции? Продлиться ли передача из поколения в поколение того, что веками накоплено до нас? Наше будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно смеется, плачет, задает вопросы, заставляет искать ответы на эти вопросы.  Это будущее -  наши дети.

На вопрос,  как ученикам преуспеть, Аристотель отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Спустя века это изречение не утратило своей актуальности. Считаю, чтобы найти себя в жизни и достойно реализовываться, необходимо обладать лидерскими качествами, уметь работать в команде, быть способным учится всю жизнь, и, главное – не останавливаться в своем развитии

Целью применения многообразных  методик является воспитание уважения к окружающему обществу и формирование патриотизма у молодого поколения. Безусловно,  следует  учитывать  уровень  подготовленности и возраст обучающихся,  а также степень владения знаниями   в   области   истории   и   обществознания.

 Практико-ориентированный урок разрабатывается с учетом того, что основной идеей является усиление практического аспекта подготовки обучающихся за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повышать действенность приобретаемых студентами знаний. Подача теоретического материала должна подаваться обучающимся в виде не только лекций, а непосредственно с примером из жизни. С точки зрения обучаемого,  применение практико-ориентированных технологий повышает интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в совокупности с традиционными.

С точки зрения преподавания, практико-ориентированные технологии предоставляют педагогу следующие возможности:

а) реализовать и распространять свой опыт преподавания;

б) обеспечить обработку статистических данных и принятия тех или иных педагогических и дидактических решений, при этом появляется возможность более гибкого управления познавательной деятельности обучения;

в) изучить опыт ведущих в своей области преподавателей.

К практико-ориентированным технологиям патриотического воспитания можно отнести интерактивное обучение, или способ познания, призванный одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентационные задачи образовательного процесса.

При организации практико-ориентированного обучения изменяется позиция преподавателя. Главной задачей становится мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности. Преподаватель с помощью современных образовательных технологий (проектных, диалоговой взаимопомощи, информационных), новых форм и методов обучения (практикум, групповая работа, проблемные методы, частично-поисковые методы, работа со случаем и т.д.) организовывает самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает «развивающую среду», направленную на деятельностьв которой становится возможным выработка каждым обучающимся определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Таким образом, воспитательная  функция на уроках гуманитарного цикла  всегда  реализуется  в  формировании личности обучающихся с точки зрения патриотического и гражданского воспитания.

С учетом особенностей профессионального образования следует также обращать внимание на развитие личности в период ранней юности обучающихся не только с точки зрения ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин, критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию, но и с точки зрения практической деятельности в социальных ролях. В данном случае речь идет о конкретных особенностях выбранной профессии, что в рамках патриотического и гражданского воспитания может реализоваться в мероприятиях, формирующих приобщение к выбранной профессии через ознакомление с традициями народов России, например:

  • «Что мы знаем о профессиях бабушек и дедушек»,
  • «История профессии в России»,
  • «Мир профессий в РФ 19 века»,
  • «Самые известные профессиональные династии»,
  • «Профессии наших родителей»
  • «История моей профессии».

При организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках работы по гражданскому и патриотическому воспитанию функции формирования личности могут реализовываться в следующих мероприятиях, акцентирующих внимание на семье и нравственно-семейных ценностях, например:

  • «Семейные традиции в моей семье»,

— «История моей фамилии»,

— «Семейный фотоальбом»,

  • «История войны глазами наших бабушек и де душек».

Также стоит упомянуть о мероприятиях, затрагивающих непосредственно Россию в широком смысле этого слова, существенно расширяющих о ней представление, а также формирующих чувство любви, заботы и сохранения своей Родины, уважения к другим народам и их традициям, гордости за Российскую армию, желание служить своему Отечеству, например:

  • «От Руси к России»,
  • «Государственные символы РФ»,
  • «Мой родной город»,
  • «История моего родного города»,
  • «Великие победы русского народа»
  • «9 мая — День Победы»
  • «4 ноября — День народного единства»,
  • «День защитника Отечества»,
  • «День космонавтики».

Вне всякого сомнения, процесс воспитания человеческой личности — процесс долгий и кропотливый, требующий продолжительного времени и труда как педагога, так и самого обучающегося. В рамках современной национальной политики в области образования и воспитания нужно приложить максимум усилий всему обществу с целью формирования не только патриотизма, но и прежде всего с целью морально-нравственного воспитания подрастающего поколения, берущего, вне всякого сомнения, пример не только с педагогов, но и со взрослых людей, составляющих общество РФ в целом.

 

Литература:

  1. Антонова, М. В., Ломохова С. А. Вопросы патриотического воспитания в российской и зарубежной системах образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2006. №6.
  2. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами. М., 2000
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина? М., 2004.
  5. Ушакова, О. А. Использование электронных пособий на уроках истории./Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», 2007.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: