Одним из условий эффективности учебной деятельности является учет особых образовательных потребностей детей, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.
При обучении детей с разными возможностями существует прямая необходимость в индивидуализации и дифференциации обучения на разных этапах обучения. Проблема формирования ребенка как субъекта учебной деятельности и в педагогической, и в коррекционной психологии стоит достаточно остро. Многие противоречия в ее решении связаны с невозможностью развития субъектности ребенка в условиях авторитарно-фронтального педагогического воздействия на учащихся, которое в традиционных педагогических системах обучения продолжает доминировать. Низкая эффективность таких воздействий побуждает многих психологов к поиску оптимальных путей организации образовательного процесса для различных, в том числе и проблемных детей.
Учащимся в различных условиях, возможность получения в том или ином виде обучающей помощи является необходимым условием развития. Поэтому образовательный маршрут этих детей, соответственно, должен иметь такую специфику. Кроме того, личностный смысл и значимость для ученика собственной траектории движения в образовании обозначаются некоторыми авторами таким понятием как «личностный познавательный маршрут».