Базовая модель технологии развития критического мышления через чтение и письмо вписывается в урок и состоит из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов.
Во время стадии «Вызова» у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме. На стадии «вызова» целесообразно использовать такие приёмы, как: «Кластер»; «Корзина идей»; «Денотатный граф»; «Дерево предсказаний»; «Верные и неверные утверждения» и др.
Например: При изучении темы урока «Почва» (Окружающий мир, 3 класс) используется прием «Верные и неверные утверждения».
Поиграем в игру «Верите ли вы, что...» У каждого на парте
Таблица. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. (Вторая строка пока останется пустой, ее заполнят на стадии «Рефлексии»).
Вопросы:
1. ... ветер может разрушить горы?
2. ... опавшие осенью листья вредят почве?
3. ... 1см почвы образуется за 300 лет?
4. ... норы животных, живущих в почве, разрушают её?
5. ... растения участвуют в образовании почвы?
6. ... почва и камень родственники?
7. ... почва – наша кормилица?
1 2 3 4 5 6 7
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть насколько были правы.
На стадии урока «Осмысление» происходит непосредственная работа ученика с информацией, причём работа направленная, осмысленная. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации, учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Используются следующие приемы: «Инсерт»; «Чтение с остановками»; схема «Фишбоун»; таблица «Плюс – минус – интересно»; таблица «ЗХУ»; прием «Толстый и тонкие вопросы» и др.
Например: При изучении темы: «Человек – строитель» (Окружающий мир, 2 класс) используется сводная таблица.
По иллюстрациям учащиеся сравнивают различные виды жилищ; выделяют их отличительные признаки и заполняют в таблице линии сравнения:
Линии сравнения юрта иглу чум вигвам изба
В какой местности строится?
Какие народы строят?
Какой используется материал?
По предложенным источникам (текстам с избыточной информацией) учащиеся заполняют таблицу по каждому виду жилищ.
Стадия «Рефлексия» направлена на систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и построение дальнейшего маршрута обучения. Некоторые приемы стадии «Рефлексия»: «Эссе»; «Рафт»; «Синквейн»; «Бортовой журнал»; стратегия «Вопросительные слова» и др.
Например: Тема урока «Корень слова. Однокоренные слова» (Русский язык, 2 класс).
- Используя вопросительные слова (О чём? Что? Какая? Как? Зачем? Сколько? Где?), составьте вопросы об основных понятиях темы урока, и ответьте на них.
- Что такое корень?
- Какая это часть родственных слов?
- Как обозначается корень?
- Зачем нужен корень?
- Все ли вопросительные слова вы использовали? (Нет.)
- Попробуйте составить вопросы, используя эти слова, чтобы они обязательно были связаны с темой урока. (Сколько корней может быть в слове? Где в слове расположен корень?)
- На эти вопросы нам предстоит найти ответы на следующих уроках.
Технология РКМЧП предполагает равные партнёрские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации, и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.