Одной из основных задач школы 21 века является развитие умения самостоятельно работать и уметь находить нужную информацию.Самостоятельная работа предполагает умение грамотно записывать свои мысли.
Формирования навыков грамотного письма у детей младших классов традиционно решаются главным образом в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания так называемых «словарных слов»,т.е. слов с непроверяемым написанием. Но для успешного формирования навыков грамотного письма этого недостаточно нужна целеноправленная работа по ознакомлению младших школьников с азами пользования справочной литературой. Основная цель – это научить школьников работать над словарём. Центральное место здесь занимает работа с орфографическим или толковым словарём, чтобы ученик смог проверить написание слова или узнать значение незнакомого или непонятного ему слова
Эта работа начинается с обучения правилам пользования «Орфографическим словарем». И должна проводиться, начиная с момента обучения грамоте первоклассника. Во время любой творческой письменной работ ученик сталкивается с массой слов, написание которых он не знает и то правило , которое он знает,но применить его не может. И ребенок пишет так, слышит. Ребенок может спросить у взрослых, или же из нескольких слов выбрать самое простое, использованное ранее, тем самым сознательно обедняя свою речь.
Ни один из этих путей не ведет ребенка к повышению грамотности. Поэтому учиться работать со словарем – это учить себя контролировать, развивать речь, накапливать словарный запас.
Формирования прочного навыка работы со словарем надо начинать с первых шагов ученика в школе. Дети знакомятся с буквами, находят их место на ленте букв. Заполняют ленту , тем самым поовторяя буквы на каждом уроке.проводится игра «быстро назови следующую букву»
Вторым этапом работы становится практическое применение алфавита.Для этого проводятся такие игры как: поставь группу одноклассников по алфавиту, « Расставь книги на полочке по алфавиту, чтобы их быстро можно найти.
Затем работа усложняется. Проводится знакомство ребят некоторыми словарями. Первое – визуальное: учащиеся видят, что словари бывают большие, узнают, что в них бывает много слов, что без знания алфавита слово быстро не найдешь. Работая с «Орфографическим словарем», составленным П. А. Грушниковым, детям предлагаются самые простейшие задания: найдите свое имя в списке имен в приложении к «Словарю». Прочитай те слова нна любую из букв (1 -2) столбика, правильно соблюдая ударения.
Из столбика слов, записанного на доске выпишите известные слова, устно составьте несколько предложений( попутно выяснить значеение слов)
Выпишите несколько слов на заданную букву . Разыщите спрятавшееся слово
Словарная работа – это систематическая хорошо организованная построенная работа. Работа над словом является работой, направленной на развитие речи и развитие мышления.
Виды работы: картинный диктант, выборочный диктант, диктант с использованием загадок, диктант по памяти, диктант с комментированием.
Включаю упражнения лексического характера. Интересно проходит словарная работа в форме задания типа: «Знаешь ли ты?», «Это интересно», «Кто быстрее», «Кто правильнее».
Проведение таких видов словарной работы позволяют заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.
Чем богаче словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Таким образом работа со словарем преследует не только грамматические цели, но и направлена на озакомление с лексическим значением новых слов или тех, значение которых дети понимали неправильно. Словарные упражнения проводятся с целью обучения правильному орфоэпическому произношению, соблюдения нормативного ударения.