АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 5-6 КЛАССАХ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Внедрение федерального государственного образовательного стандарта в основную образовательную программу предполагает создание особых условий, способствующих личностному развитию учащихся. Изучение художественных произведений в рамках предмета «Литература» способствует развитию многих навыков учащихся, но в соответствии с введением в образовательную программу ФГОС требует новой методологии работы с художественным текстом. Одним из результатов освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с ФГОС является сформированность различных УУД.
Личностные УУД предполагают умение сформулировать собственную точку зрения, опираясь на наблюдения, оценивать поступки с нравственно-этической точки зрения и делать самостоятельный выбор.
К регулятивным УДД, которые должны быть так же сформированы у учащихся, относится умение выдвигать гипотезу и прогнозировать результат осуществляемых действий, а также верно определять учебные цели, опираясь на уже усвоенные знания и неизученный материал.
Познавательные УУД – умение подобрать необходимый материал и структурировать его в соответствии с поставленной задачей, составлять алгоритм действий для достижения конкретных целей.
Умение ставить вопросы и обсуждать пути их решения, распределяя функции между участниками процесса, а также способность логически верно выстроить устное и письменное речевое высказывание – важнейшие виды коммуникативных УУД.
Изменяется роль учителя-словесника в образовательном процессе: «…от умения транслировать и формировать программный объем знаний к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации» [Лакоценина, 2007, с. 34].
В методике преподавания литературы в школе существует несколько приемов анализа текста:
- целостный («вслед за автором» или «по ходу развития действия»).
Ученик следует за развитием авторской мысли, обращая внимание на композицию произведения – опорные эпизоды, лирические отступления, авторские ремарки.
«От поступка к характеру, от события к смыслу» [Рыбникова, 1985, с.44] - так описывает этот путь анализа текста М.А. Рыбникова;
- пообразный путь анализа позволяет через осмысление образа прийти к пониманию идеи произведения. Образы рассматриваются во взаимосвязях, сравниваются между собой, особое внимание при этом уделяется судьбе главного героя;
- проблемный. Этот способ анализа текста применяется в основном в старших классах, так как требует от учащихся глубокого понимания произведения. Обсуждение проблем, затронутых автором в художественном произведении, происходит после прочтения текста.
При выборе пути анализа художественного текста необходимо учитывать психологические возрастные особенности учеников 5 – 6 классов.
Учащиеся 10-11 лет могут мыслить абстрактно-логически. У большинства не развито умение устанавливать причинно-следственные связи между частями произведения, слабо развито образное мышление. У учеников такого возраста отсутствует понимание, к какому результату приведет анализ художественного произведения, и зачастую они выполняют задания по работе с текстом чисто механически, не понимая значение каждого из анализируемых явлений. Одна из характерных черт развития детей 10 -11 лет – специфическая избирательность внимания, способность быстро чем-то заинтересоваться, чувствительность восприятия. Этот возраст благоприятен для начального этапа развития критического и творческого мышления. Большое значение в этом возрасте уделяется общению со сверстниками: «Таким образом, есть основания полагать, что ведущей деятельностью в этот период развития является деятельность общения, заключающаяся в построении отношений с товарищами на основе определенных морально-этических норм» [Эльконин, 1971, с.6].
Стоит отметить, что развитие речи напрямую связано с развитием мышления, поэтому работе над правильным построением монологической речи на уроках литературы должно уделяться особенное внимание. Эти психолого-возрастные особенности должны учитываться педагогом в работе с анализом художественных произведений.
Для развития личностных УУД в условиях введения ФГОС ООО требуется новой методики работы с художественным текстом, в частности, анализа произведения. Необходимость инновационных технологий работы с художественным текстом не отменяют возможности использовать на уроках литературы известные в методике преподавания пути анализа текста, но требуют внесения изменений и дополнений.
Методика анализа «вслед за автором» имеет свои преимущества: она учитывает особенности психологического и возрастного развития учащихся 5-6 классов, позволяет увидеть событийную основу произведения, но при этом не выстраивается «диалог» читателя с писателем, невозможно глубокого проникнуть в специфику внутреннего мира героев.
Организация урока в соответствии с ФГОС ООО требует системности, которой не позволяет достигнуть этот путь анализа текста.
«Образный» прием анализа произведения чаще всего применяется на уроках литературы в 5-6 классах, так как учащиеся чаще без затруднений могут выделить характерные черты героя, с увлечением обсуждают поступки персонажей, но при этом им трудно приблизиться через образ к идейной составляющей произведения. При этом пути анализа редко получается охватить все произведение целиком, так как внимание сфокусировано на сюжетной линии и поступках героев. Учащимся не удается понять специфику текста, художественные особенности манеры автора.
Проблемный путь анализа создает условия для поиска, которые способствуют развитию УУД. В 5-6 классах этот путь анализа не используется на уроках литературы из-за недостаточного уровня подготовленности учащихся. В анализ текста можно вводить элементы проблемного анализа, создавая проблемные ситуации при чтении произведения.
Для реализации компетентностного подхода в области преподавания литературы предлагаем внести в существующие методик анализа текста следующие дополнения.
Одним из предметных результатов предмета «литература» должно стать «формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления» [Приказ Министерства образования…, 2012, с.8]. В анализ текста путем «следованием за автором» ввести элементы смыслового чтения. Учащимся важно понять не только «форму» текста, как он сделан (композиция, сюжет, фабула), но и связать это со смысловым содержанием. Учитель может предложить ученикам расположить события произведения в хронологической последовательности. Такое задание развивает умение находить причинно-следственные связи между событиями.
Образный анализ – ввести в работу этап самостоятельной подготовки к раскрытию образа. Учащийся должен выделить те стороны характеристики героя, которые помогут с разных сторон рассмотреть его образ.
В соответствии с выбранными пунктами отбирать материал произведения (цитаты, эпизоды, описания) и составлять характеристику образа героя.
После проделанной работы и коллективного обсуждения результатов учащийся должен понять, все ли стороны образа он раскрыл в своей характеристике, чего в ней не хватает, как можно было по-другому выстроить «маршрут» характеристики героя.
Уроки литературы в 5-6 классах, несмотря на психологические особенности развития учащихся, могут быть выстроены вокруг проблемного вопроса. Учитель может подготовить ряд вопросов по произведению и иллюстративный материал к ним (эпизоды, главы, цитаты), который поможет учащимся определить область поиска ответов. Проблемные вопросы можно включать в анализ на разных этапах знакомства с текстом. Один из вариантов проблемного анализа в подготовленном классе - постановка проблемных вопросов учащимися, размышление над разными точками зрения по каждому вопросу, их коллективное обсуждение. В ходе анализа текста (или после его прочтения) можно использовать подготовленный учителем материал, который расширит представления учеников о художественной манере автора, истории создания произведения. После ознакомления с таким материалом учащемуся предлагается ответить, как эта информация повлияла на восприятие текста. Приемы работы с текстом должны быть направлены на формирование школьника как читателя. Необходимо не просто развивать навык вдумчивого чтения, но и работать над умением учеников интегрировать при анализе художественного произведения собственное видение текста, опираясь при этом на литературоведческий материал.
Список используемой литературы
- Колова С.Д., Мардаева Т.В. Школьный анализ литературного произведения: интеграция традиционных и инновационных технологий // Вестник Волжского университета, 2012, №3.
- Лакоценина, Т.П. Современный урок, Альтернативные уроки, часть 4 [Текст] / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. - Ростов н/Д.: Учитель, 2007.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (с изменениями и дополнениями):
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413.
Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. Пособие для учителя. – 4-е изд., испр. М,: Просвещение, 1985.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4.