Формирование естественнонаучной грамотности на уроках курса окружающий мир
Мягков Михаил Игоревич
студент 2 курса специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО «Нижнетагильский Педагогический колледж №1»
Аннотация: в данной статье представлены особенности формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся младшего школьного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, функциональная грамотность, особенности формирования, ФГОС НОО, международные исследования.
Уровень развития науки и технологий в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню сформированности естественнонаучной грамотности у обучающихся в начальных классах, которая определяется «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».
Результаты международного исследования PISA-2015, где особое внимание уделялось естественнонаучной грамотности 15-летних школьников, говорят о снижении её уровня у учащихся основной и старшей школы по сравнению с учащимися начальной школы. Исследования констатируют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями у учащихся и затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни [4].
По результатам исследования TIMSS по естествознанию обучающиеся российских школ значительно превышают результаты учащихся большинства стран-участниц TIMSS. Наша страна за период времени с 2011 года по 2015 год поднялась с 5 позиции на 4-ю, обойдя Финляндию, а уже в 2019 году Российская Федерация оказалась на 3 месте по уровню сформированности естественнонаучной грамотности [5].
Известно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования описывается требования к условиям, содержанию и результату сформированости у обучающихся теоретических знаний и навыков их использовать, при этом существует недостаточная освещённость вопроса формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся начального школьного возраста, которая подразумевает способность использовать теоретические знаний в повседневной жизни.
В качестве доказательства гипотезы мы предлагаем углубится в главные понятия и особенности формирования естественнонаучной грамотности до уровня функциональной грамотности.
Для доказательства гипотезы была поставлена цель: теоретически обосновать особенности формирования естественнонаучной грамотности до уровня функциональной грамотности у обучающихся в начальной школе.
Формирование функциональной грамотности является одной из основных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и государства всецело.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность, есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде [1, с.342].
Функциональная грамотность включает в себя множество компонентов:
- Глобальные компетенции;
- Финансовую грамотность;
- Читательскую грамотность;
- Математическую грамотность;
- Естественнонаучную грамотность;
Важным компонентов функциональной грамотности является естественнонаучная грамотность, которая активно формируется на уроках курса «Окружающий мир».
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями [2, с.4].
Главной психолого-педагогической особенностью формирования естественнонаучной грамотности является развитие у детей познавательных процессов: мышления, памяти, внимания и правильной речи, которые в свою очередь формируются при использовании методов научного исследования на уроках Окружающего мира.
Развитие естественнонаучно грамотного населения является одной из приоритетных задач системы образования Российской Федерации, которая регламентирована в пакете нормативно-правовых документов.
Предполагается, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования должна способствовать формированию естественнонаучной грамотности обучающихся. Согласно пункту 12, подпункту 12.3 в котором представлены требования к результату освоения основной образовательной программы по предмету «Окружающей мир», обучающийся должен достичь:
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире [3, с. 12].
Ценность жизненной позиции, научных и мировоззренческих взглядов обучающегося является приоритетной целью для каждой семьи, для общества и государства в целом. Только при соблюдении требований, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования возможно формирование естественнонаучно грамотной личности, способной принимать активную гражданскую позицию по вопросам задаваемой научной сферой современного, окружающего нас, мира.
В ходе исследования было установлено, что:
- Существует особая взаимосвязь между понятиями «функциональная грамотность» и «естественнонаучная грамотность», а также между способами их формирования и уровнями сформированности у учащихся начальных классов.
- Интенсивное развитие и формирование познавательных процессов в младшем школьном возрасте является необходимым условием формирования естественнонаучной грамотности младших школьников. Формирование естественнонаучной грамотности, в свою очередь, стимулирует развитие познавательных процессов, которые активизируются и развиваются при помощи использования в ходе урока научных методов исследования, что, в свою очередь, способствует формированию функциональной грамотности;
- Реализация ФГОС НОО способствует формированию и развитию естественнонаучной грамотности младших школьников до уровня функциональной грамотности.
Список литературы:
- Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий : Методический словарь / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин – Москва : Икар, 2009. 448 с.
- Кондратьева Е. М. Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся : научная статья / Е. М. Кондратьева. – Москва : Российский учебник, 2018. – 64 с. – URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf (дата обращения: 16.10.2020).
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования : утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 г., № 373; с изменениями и дополнениями от 16. 02. 2016. – Москва : Ажур, 2019. – 35 с.
- ФИАКО Исследование PISA-2018, результаты проведения исследования PISA / ФИАКО. – Москва : Пресс-служба ФИАКО, 2018. – URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 30.10.2020).
- ФИАКО Исследование TIMSS-2019: результаты проведения исследования TIMSS / ФИАКО. – Москва : Пресс-служба ФИАКО, 2018. – URL: https://fioco.ru/timss-2019 (дата обращения: 26.11.2020)