Тема урока: «Генетическая связь углеводородов»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: сформировать у учащихся целостное представление о предельных и непредельных углеводородах, ароматических углеводородах, продемонстрировать их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органического соединения на его химические свойства; актуализировать знания об источниках получения и применении этих углеводородов.
Задачи:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать задачи на определение формулы углеводорода по массовым долям элементов, составлять уравнения реакций на основании химических свойств и основных способах получения углеводородов.
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы.
Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.
Дидактический материал: таблицы с общей характеристикой основных классов углеводородов, тест, карточки с заданием, компьютер, экран, проектор.
Методы: словесные (беседа), практические - составление схем превращений и их выполнение, выполнение самостоятельной работы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
- Организационный момент. Постановка цели урока. -5 мин.
Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. И наша задача на уроке рассмотреть основные закономерности превращения органических веществ на примере углеводородов, Классификация углеводородов и их генетическая связь поможет нам сформировать целостное представление о представителях класса углеводородах и понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.
. В тетрадях запишем сегодняшнее число и тему урока: Генетическая связь углеводородов.
Учитель: Почему классы которые мы изучили относят к углеводородам? Давайте вспомним, какие классы относятся к углеводородам, название класса по систематической номенклатуре, общая формула.
Вопрос: как вы думаете, какова цель нашего урока? (высказывания учащихся)
Цель нашего урока – повторить, обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Углеводороды» изучить многообразие их, а также генетическую связь углеводородов.
2.Фронтальный опрос. -7мин.
1) Разнообразный мир углеводородов можно разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные физические свойства? (демонстрация коллекции)
К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены.
А какое практическое значение имеют эти вещества?
Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло.
2) Решение кроссворда
- Название алкена, состоящего из трех атомов С.(пропен)
2. Название реакции присоединения водорода. (гидрирование)
3. Вещества, имеющие одинаковый количественный состав, но отличающиеся по строению и свойствам называют… (изомеры)
4. Название термического разложения нефтепродуктов, приводящего к образованию углеводородов с меньшим числом атомов С в молекуле. (крекинг)
5. Название частицы, имеющей неспаренный электрон. (радикал)
6. Углеводород с двумя двойными связями, имеющий формулу С4Н6.(бутадиен)
3) Работа у доски (6мин.)
Определить, какие вещества относятся к гомологам, а какие к изомерам? Чтобы нам ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие вещества называют гомологами, а какие изомерами?
Выполняем работу по определению гомологов и изомеров и даём им названия.
- Самостоятельная индивидуальная работа. Закрепление знаний и
способов действий.
Обращаю внимание на схему «Генетическая связь углеводородов». Оказывается, все углеводороды связаны между собой. Это видно на схеме.
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
1 2 3 4
а) C2H6 ---- C2H4 ---- C2H2---- С6H6 ------C6H5Cl
1 2 3 4
б) CH4 ---- CH3Br ---- C2H6 ---- C2H4 ---- C2H3Cl
С помощью каких реакций, мы можем осуществить переход от одного вещества к другому? (реакции гидрирования - присоединения и дегидрирования-отщепления).
Чтобы закрепить знания по химическим свойствам и получению углеводородов вам предлагается Самостоятельная работа. 10-12мин.
Задание. Осуществить цепочку превращений. Критерии оценки (5 уравнений- «5», 4 уравнения-«4», 3 уравнения-«3»)
Мотивация в ходе контрольно-оценочной деятельности: самоконтроль, самооценка. Мотивация способов и форм организации учебной деятельности: предоставление возможности выбирать задание.
Вывод: Сегодня на уроке – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального мира.
- Подведение итогов урока и выставление оценок.
- Домашнее задание:
Выполнить цепочку превращений
СН4 ---- С2Н2 ---- С2Н4----- С2Н2---- С6Н6 ----- С6Н12.
- Составить 2 примера из 4-х уравнений реакций.
- Подготовиться к контрольной работе.