Генетическая связь углеводородов - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 97
  • Скачиваний: 20

Тема урока: «Генетическая связь углеводородов»

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: сформировать у учащихся целостное представление о предельных и непредельных   углеводородах, ароматических   углеводородах, продемонстрировать их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее  влияние  строения  органического  соединения  на  его химические  свойства;  актуализировать  знания  об  источниках получения и применении этих углеводородов.

Задачи:

Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе характеристики состава, строения и свойств основных классов. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов, закрепить умения решать задачи на определение формулы углеводорода по массовым долям элементов, составлять уравнения реакций на основании химических свойств и основных способах получения углеводородов.

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, общеучебных умений: сравнение, обобщение, выводы.

Воспитательные: воспитание самостоятельности в процессе усвоения и применения знаний в нестандартных ситуациях, ответственности за результаты учебного труда.

Дидактический материал: таблицы с общей характеристикой основных классов углеводородов, тест, карточки с заданием, компьютер, экран, проектор.

Методы: словесные (беседа), практические - составление схем превращений и их выполнение, выполнение самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

  1.  Организационный  момент. Постановка  цели  урока.  -5 мин.

Учитель: Органическая химия – наука о жизненно-важных веществах. Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности, техники, повседневной жизни. Каждый день синтезируются все новые и новые вещества. И наша задача на уроке рассмотреть основные закономерности превращения органических веществ на примере углеводородов, Классификация углеводородов и их генетическая связь поможет нам сформировать целостное представление о представителях класса углеводородах и понять основные закономерности, которые применяются в превращении органических веществ.

.  В тетрадях запишем сегодняшнее число  и тему урока: Генетическая связь углеводородов.

Учитель: Почему классы которые мы изучили относят к углеводородам? Давайте вспомним, какие классы относятся к углеводородам, название класса по систематической номенклатуре, общая формула.

 Вопрос: как вы думаете, какова цель нашего урока? (высказывания учащихся)

Цель нашего урока – повторить, обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме «Углеводороды» изучить многообразие их, а также  генетическую связь углеводородов.

                  2.Фронтальный  опрос.  -7мин. 

 1) Разнообразный мир углеводородов можно разделить на три группы: предельные, непредельные, циклические. А какие представители этих групп Вам известны? Основные физические свойства?  (демонстрация коллекции) 
К предельным углеводородам относятся алканы, к непредельным – алкены, алкадиены, алкины, к циклическим – циклоалканы, арены. 

А какое практическое значение имеют эти вещества?  

Углеводороды играют важнейшую роль в нашей жизни: служат сырьем для получения пластмасс, резины, лекарств, волокон, средств бытовой химии, несут в наши дома свет и тепло.

2) Решение кроссворда 

  1. Название алкена, состоящего из трех атомов С.(пропен)
    2.      Название реакции присоединения водорода. (гидрирование)
    3.      Вещества, имеющие одинаковый количественный состав, но отличающиеся по строению и свойствам называют… (изомеры)
    4.      Название термического разложения нефтепродуктов, приводящего к образованию углеводородов с меньшим числом атомов С в молекуле. (крекинг)
    5.      Название частицы, имеющей неспаренный электрон. (радикал)
    6.      Углеводород с двумя двойными связями, имеющий формулу С4Н6.(бутадиен)

3) Работа у доски (6мин.)

Определить,  какие  вещества  относятся  к  гомологам, а какие  к  изомерам? Чтобы  нам  ответить  на  этот  вопрос,  давайте  вспомним,  какие  вещества  называют  гомологами, а какие  изомерами?  

Выполняем  работу  по  определению  гомологов  и  изомеров  и  даём  им  названия.

  1. Самостоятельная индивидуальная работа. Закрепление знаний и

способов действий.

Обращаю  внимание   на  схему «Генетическая  связь  углеводородов».  Оказывается,  все  углеводороды  связаны  между  собой.  Это  видно  на  схеме.  

Напишите   уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить  следующие превращения:

                              1              2               3               4

             а)  C2H6 ---- C2H4 ----  C2H2---- С6H6 ------C6H5Cl

                               1                2              3               4

             б) CH4 ---- CH3Br ---- C2H6 ----  C2H4 ---- C2H3Cl  

С  помощью  каких  реакций, мы  можем  осуществить  переход  от  одного  вещества  к  другому? (реакции  гидрирования -  присоединения  и  дегидрирования-отщепления).  

Чтобы  закрепить  знания  по  химическим  свойствам  и  получению  углеводородов  вам  предлагается  Самостоятельная  работа.  10-12мин.

   Задание.  Осуществить  цепочку  превращений.   Критерии  оценки (5 уравнений- «5»,  4 уравнения-«4»,  3 уравнения-«3»)

Мотивация в ходе  контрольно-оценочной  деятельности: самоконтроль, самооценка. Мотивация способов  и  форм  организации  учебной  деятельности: предоставление возможности  выбирать  задание.

   

Вывод: Сегодня на уроке  – на примере генетической связи органических веществ разных гомологических рядов мы увидели и доказали с помощью превращений – единство материального мира.

  1. Подведение итогов урока и выставление оценок.
  1. Домашнее задание:

Выполнить цепочку превращений

СН4 ---- С2Н2 ---- С2Н4----- С2Н2---- С6Н6 ----- С6Н12.

  1. Составить 2 примера из 4-х уравнений реакций.
  2. Подготовиться к контрольной работе.
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: