Взаимодействие учителя и тьютора в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 94
  • Скачиваний: 1

С 2004 года мы – педагогический коллектив ГБОУ СОШ №1447 имени Н.А. Островского ЦАО города Москвы – принимаем участие в работе, направленной на создание модели инклюзивного образовательного пространства.

Инклюзивная школа - это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школа, воплощающая лучшее в образовании. Инклюзивная школа помогает детям развиваться и находить свое место в обществе, притворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. В ходе этого процесса не только индивид адаптируется к обществу, но и сообщество делает необходимые шаги для того, чтобы приспособиться к этому индивиду.

В своей работе мы реализуем модель комбинированной инклюзии, в которой предполагается, что главной учебной средой для ребенка с «особыми» образовательными потребностями будет обычный класс. При этом ему оказывается необходимая помощь: предоставляются специальные учебные пособия, с ним проводят занятия логопед, дефектолог, психолог. Однако главными людьми в его учебной жизни являются, конечно, учитель и тьютор.

Кто же такой тьютор? Это педагог-помощник. Другое название – воспитатель-сопровождающий. Зачем тьютор в инклюзивном классе? Детям с особыми образовательными потребностями очень часто нужна дополнительная помощь, которую им оказывает педагог сопровождения или тьютор. Если ребёнок плохо видит или слышит, если ему трудно ходить из-за перенесённой травмы или ДЦП, если у него нарушение речи или есть заметные интеллектуальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстников, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна помощь. Ее и помогает оказать тьютор. Главная задача – оказывать ребенку физическую поддержку, помогать ему перемещаться, чувствовать себя уверенно в пространстве классе, в школьном здании. Очень важен эмоциональный контакт тьютора с его подопечным, ведь ему приходится выполнять не только механическую, но и педагогическую воспитательную работу. Своим примером тьютор показывает окружающим детям , как следует относится к ребенку с проблемами здоровья, какую помощь можно ему оказывать и как правильно это сделать. Работу тьютора может выполнять подготовленный специальный педагог или воспитатель, родитель. В исключительных (идеальных) случаях роль тьютора могут выполнять подготовленные одноклассники ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Введение педагога сопровождения необходимое, но не свойственное условие для школы. Ведь традиционно считается, что ребенок, поступивший в школу, самостоятельно должен справляться со всеми задачами учебной и внеурочной деятельности.

В своей работе мне довелось работать с разными представителями тьюторства: тьютор-педагог, тьютор-родитель, тьютор-волонтер. В работе с каждым из таких помощников есть «плюсы» и «минусы».

Первый мой опыт работы был с тьютором-педагогом. Это был опытный учитель-практик, входящий в штат школы, который помогал мне не только в работе с ребенком с ОВЗ, но и в работе со всем классом. Если говорить о «плюса» такого тьютора, то это:

  • Второй учитель в классе;
  • Помощь в обучении ребенка с ОВЗ;
  • Помощь в обучении слабоуспевающих детей;
  • Помощь в социализации ребенка с ОВЗ;
  • Помощь в организации воспитательной работы и профилактических бесед;
  • Помощь в подготовке к мероприятиям разного уровня;
  • Тьютор-педагог собственным примером показывает, как нужно относиться к людям с инвалидностью, чем и как можно им помочь.

Но как у любой медали есть и вторая сторона, т.е. «минусы»:

  • Тьютор должен оказывать помощь 2-6 детям с ОВЗ, при этом дети могут быть в разных классах;
  • Ребенок с ОВЗ не всегда может установить иерархию отношений(кто главный?)
  • Ученики класса не всегда воспринимают тьютора, как учителя-помощника.

Вторым был тьютор-родитель (мама). Отметим «плюсы»:

  • Ребенок спокоен, находится рядом с близким человеком;
  • Мама требовательна в выполнении заданий;
  • Тьютор может оказывать не только помощь в обучении, но и постоянно сопровождать ребенка, отслеживая динамику развития.

Если говорить о «минусах», то, на мой взгляд, в данном случаи их больше, чем «плюсов».

  • Родитель (мама, бабушка) часто не обладает педагогическим образованием, поэтому не всегда может помочь ребенку в обучении;
  • Родитель может быть излишне требователен или излишне лоялен по отношению к ребенку;
  • Родитель проявляет чрезмерную опеку, тормозя развитие ребенка;
  • Родитель зациклен на своем ребенке, игнорируя других детей класса;
  • Находясь с ребенком непрерывно, иногда у родителей случаются нервные срывы, в моменты, когда ребенок с ОВЗ не оправдывает их ожиданий. Тогда в помощи нуждается уже сам родитель.

Третьим тьютором стал волонтер, которого пригласили родители в помощь ребенку. Здесь мы тоже столкнулись с противоречиями в работе. Из «плюсов» можно выделить:

  • Волонтер, это человек, не рассчитывающий на какие-то блага для себя, а просто хочет помочь или научиться чему-то новому;
  • Волонтеры – это студенты, ученики старших классов.

Среди «минусов» я бы выделила:

  • Отсутствие педагогического образования и опыта;
  • Не регулярность работы, т.е. волонтер не может посвящать работе тьютора большое количество времени;
  • Работа волонтера сводиться к оказанию физической помощи и помощи в общении.

Если работа учителя и тьютора осуществляется в тандеме, то совместная учеба здоровых и «особых» детей идет на пользу и тем, и другим. Здоровые дети привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не возникнет барьеров в общении с инвалидами. Соответственно и дети с ОВЗ вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: