Известный литературный критик В. Белинский писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но выше всех должно стоять образование нравственное». Именно изучение литературы несет высокие нравственные и эстетические ценности, приобщает учеников к искусству слова, к миру прекрасного, воспитывает потребность в чтении художественных произведений, формирует идеи, нравственные позиции и эстетические вкусы школьников. Целью школьного литературного образования является становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формирование внутренней потребности личности в духовном и нравственном изучении, позволяющее осознавать личностные возможности школьников. В чем истинное назначение человека? Каков смысл его жизни? Как жить в этом непростом мире? Чем дорожить? Какую дорогу выбрать? Ответы на эти и другие важные вопросы дают уроки литературы. Задача учителя при изучении произведений русских и зарубежных писателей помочь обучающимся разобраться в вечных вопросах бытия, приобщить их к миру настоящих общечеловеческих ценностей. Произведения школьной программы содержат огромный нравственный потенциал. На уроках литературы особое место занимают приемы, стимулирующие литературное творчество, развивающее творческое воображение, внимание к слову. Среди таких приемов можно выделить создание проблемной ситуации, устные высказывания различного характера, анализ текста, самостоятельные наблюдения над произведением, над художественными деталями. Основные идеи системы коммуникативно-творческих работ заключаются в обращении к личности, ее саморазвитии, в организации познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности, а также в свободном, творческом поиске и выборе пути познания. В результате каждый обучающийся ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого. Проявление инициативы не только поощряется мною, но и считается совершенно необходимым для реального роста и развития ученика. Я всегда поддерживаю активность учеников, которая вызвана их интересом к работе. Часто герои книг оказываются в ситуации нравственного выбора, когда писатели поднимают вопросы, которые заставляют задуматься об истинной доброте и человечности, долге, честности. В рассказах «На заре туманной юности» А.Платонова и «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына герои оказываются в непростой ситуации, но каждый из них выносит свой нравственный урок, который им запомнился на всю жизнь. Этот выбор в пользу Добра, Света, моральных принципов- к такому выводу приходят ребята. Анализируя фрагменты текста «Неизвестный цветок» А. Платонова, учащиеся пытаются выявить скрытый смысл рассказа- ценность человека определяется его достижениями, а не тем, что сделали для него другие. Такие уроки способствует духовному росту молодежи. На примере героев рассказа Л. Н. Толстого «После бала» ребята записывают свои наблюдения в таблицу, обращая внимание на психологическое состояние рассказчика, обстановку, на краски и звуки, на поведение их в разных ситуациях. Работая с таблицей, противопоставляя друг другу два эпизода («Бал у губернского предводителя» и «Наказание солдата»), обучающиеся определяют идейный смысл художественного произведения, отвечают на вопрос: что формирует человека – общественные условия или случай. Такая работа увлекает школьников, подводит их к выводу, что для героя личная свобода, моральная ответственность за поступки и помыслы являются основными нравственными ценностями. Одним из видов творческих работ учащихся обучающего или контрольного характера на литературную тему является сравнительная характеристика героев. При изучении «Капитанской дочки» А. С. Пушкина на уроке ребята сопоставляют офицеров российской армии Гринева и Швабрина – носителей двух различных мировоззрений. Характеристики Гринева и Швабрина дают представление о понятии чести у этих двух людей: невозможно сохранить человеческое достоинство, поступаясь вопросами чести и долга. Небольшие письменные работы (сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение) после изучения произведений направлены на пробуждение творческой активности учащихся, на развитие их способности мыслить самостоятельно, на формирование эмоциональной восприимчивости школьников, на развитие их речи. В них ребята пытаются раскрыть такие нравственные понятия, как сочувствие, милосердие, сострадание, благородство. Например, после изучения рассказов «Юшка» А. Платонова и «Кусака» Л. Андреева ребятам предлагается написать сочинение «Нужно ли сочувствие и сострадание людям?» А в старших классах ученики, опираясь на собственный нравственный опыт, пишут уже эссе, сочинения, в которых доказательно рассуждают по предлагаемой теме, проблеме произведения. Различного рода письменные работы на нравственно-этическую тему, работа над избранной темой реферата, доклада с последующей его защитой, создание и защита презентации на ту или иную тему- представляет собой личностный взгляд на ту или иную проблему, дает право судить о нравственном развитии учащихся. Секрет успешного и увлекательного преподавания литературы в школе заключается в том, какие произведения изучаются на уроке. Большой интерес вызывает у ребят уроки внеклассного чтения, т.к. на таких занятиях предлагаются для обсуждения книги, которые не входят в обязательный список для изучения. Детям интересны эти уроки потому, что обстановка создается непринужденная, где много спорят, где есть возможность высказать любую точку зрения, если она аргументирована. Успехи этих уроков зависят еще от того, насколько удачно они будут оформлены эстетически, как дополнит и проявит слово мир музыки, живописи, кино. Эти уроки апробированы мною, были результативны, вызывали неподдельный интерес учащихся: «Я выбираю покой, но вместе с тобой!» (урок по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»); «Человек и природа» (урок по повести В.Распутина «Прощание С Матерой»). Часто итогом изучения произведения становится исследовательская работа. Так после знакомства с повестью А.Куприна »Олеся» в 11 классе обучающимся предлагается выразить свои впечатления о героях произведения. Учащиеся готовят к конкурсу творческие работы: попытка поэтического дара, отзывы, иллюстрации к повести. Участие в различных конкурсах духовно-нравственной направленности способствует формированию у обучающихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, развитию познавательного интереса к изучению литературы, творческой самореализации. Еще одним аспектом формирования духовно-нравственных основ личности является воспитание патриотических чувств. На примерах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, С. Есенина, А. Блока учащиеся задумываются над проблемами отношения человека к себе, своим близким, к родной стране. Немаловажным является воспитание любви к «малой» родине, осознание ее значимости в составе целой страны, следование местным обычаям и традициям, формирование гражданственности. Интерес к истории своего края находит применение в семинарах и конференциях, интеллектуальных марафонах. Так постепенно обучающиеся вооружаются нравственными качествами, закладывается их духовная суть. Особенность деятельности учителя-словесника состоит в том, чтобы сеять разумное, доброе, вечное в умах и душах детей, сделать так, чтобы дети после наших уроков становились чище и добрее, здоровее нравственно.
ЛИТЕРАТУРА :
1.Картавцева М.И. «Уроки внеклассного чтения. 9-11 классы». Воронеж: Учитель, 2003г
2.Черных О.Г. «Практикум по литературе: 10 класс». – М.: ВАКО,2010г