В данной статье описывается значимость ИКТ в начальной школе на уроках математики, а также рассматриваются возможные варианты их использования, мотивации учащихся и оценки их деятельности. Работа в этом направлении обусловлена необходимостью формирования профессиональных компетенций педагогов и будущих специалистов в соответствии с ФГОС НОО.
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность материала повышает его усвоение, так как при этом задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
ИКТ дают возможность расширить использование электронных средств обучения для передачи информации обучающего характера, обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, привлечь внимание и интерес детей к учебному материалу, способствовать проявлению интереса к поисковой исследовательской деятельности. Все эти моменты способствуют эффективному формированию математических представлений детей дошкольного возраста.
Использование ИКТ в начальной школе повышает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря следующим показателям:
- активизации восприятия учащимися за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделение главных мыслей;
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт - дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всеми учащимися;
Возможности ИКТ позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее эмоционально богаче. Включая в урок новые средства обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.
Курс математики в начальной школе содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: форма, величина, число и многое другое. Здесь на помощь ученику и учителю может прийти мультимедиа со всеми её возможностями: цвет, форма, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия можно увидеть своими глазами. Таким образом, компьютерные технологии обеспечивают значительно более высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет возможность оказывать индивидуальную помощь учащимся, потому что все построения, которые он должен был бы выполнить на доске во время урока, уже есть на слайдах презентации. Одновременно в презентации можно давать разноуровневые задания как для учащихся со слабой успеваемостью, так и сильным ученикам. Для слабых учеников может быть дополнительная подсказка или рисунок.
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
2. Как сопровождение объяснения учителя
3. Как информационно-обучающее пособие
4. Для контроля знаний
Формирование элементарных математических представлений представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности детей младшего школьного возраста в сфере математики.
Информационно-коммуникационные технологии отличаются значительными возможностями в формировании математических представлений.