Воспитание учеников через детскую организацию Наши семейки - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 66
  • Скачиваний: 2

Воспитание учеников через детскую организацию «Наши семейки»

Я,  Сушко  Галина  Петровна,  учитель  начальных  классов  МКОУ  Ольховатская  СОШ. Вот  уже более 30  лет  я  являюсь  классным  руководителем  начальных  классов.  Все  годы работаю  в  одной  школе, без неё не мыслю своего существования.  Сложна  и  многообразна  работа  классной  мамы;  сколько  надо  знать  и  уметь,  чтобы  найти  подход,  свой  ключик  к  каждому  ученику:  одному  дать  дельный  своевременный  совет,  с  другого  спросить  строго,  к  третьему  подойти  по - матерински  ласково  и  сделать  из  каждого  ребенка  индивидуальность.  Своей основной целью, считаю создание условий для разностороннего развития личности школьника в условиях личностно-ориентированной коллективно - творческой деятельности.

Для  реализации  данных  целей  я  определила  следующие  задачи:

– привить учащимся  желание  постоянно  учиться  новому;

– учить  детей  быть  здоровыми  душой  и  телом;

– помогать  всем  кто  нуждается  в  помощи;

– воспитывать  желание  сделать  мир  вокруг  лучше  и  добрее.

Немаловажную  роль  в  достижении  целей  и  решении  задач  воспитательной  деятельности  играет  работа  детской  организации.  Поэтому  воспитательную  работу  в  коллективе  осуществляю  через  детскую  организацию  «Наши  семейки».

В  основе  ее  лежит  система  коллективного  творчества.

Все  дети  объединены  в  семейки  по  месту  жительства.  Каждый  ученик  равноправный  член  семейки.  Он  может  быть  «добродеем»,  «знайкой»,  «экологом»,«художником»,  «почемучкой»,  «вопросиком».

В  каждой  семейке есть командир.

Управление  осуществляется  через  совет  командиров.

Командиры  работают  с  ребятами  в  своей  семейке.  Ученики  в  семейках  вместе  дежурят,  ходят  домой  из  школы,  празднуют  дни  рождения,  делают  добрые  дела.  У  нас  есть  права  и  обязанности,  которые  ученики  стараются  выполнять.

У  организации  «Наши  семейки»  есть  гимн,  флаг  желтого  цвета,  символизирующий  союз  всех  ребят  в  классе.  Солнце  и  лучи  в  центре  флага – символ  добра,  истины,  жизни  и  красоты.

Детям,  которые  на  протяжении  всего  года  прилежно  учились, активно  участвовали  во  всех  добрых  делах  и  начинаниях  предоставляется  право  стать  командиром  семейки.  В  семейках  существует  система  поощрения.  На  стенде  прикрепляются  лучики  солнышка  за  активное  участие  в  жизни  класса.

В  результате  участия  в  деятельности  организации  «Наши  семейки»  у  учащихся  формируется  активная жизненная  позиция,  готовность  и  желание  работать  в  коллективе,  в  малой  группе,  умение  организовать  коллектив  сверстников  на  решение  поставленных  задач,  умение  брать  на  себя  ответственность  за  принятые  решения  и  результаты  деятельности.  Результатом  деятельности  организации  «Наши  семейки»    можно  считать  ряд  проведенных  творческих  мероприятий  и  проектов,  а  также  наши  победы  на  общешкольном,  районном  и  областном  уровне.

В  свою  практику  школьной  жизни  я  активно  внедряю  новые  инновационные  технологии – одна  из  них  здоровьесберегающая  программа  « Мое  здоровье»,  которая  является  частью  общешкольной  программы  «Здоровая  школа – школа  будущего».

Я  понимаю,  что  здоровье  учащихся – одна  из  острых  проблем  современной  жизни.  «Здоровье» – это  состояние  полного  физического,  духовного  и  социального    благополучия,  а  не  только  отсутствие  болезней  и  физических  дефектов.

Понятие  здоровый  образ  жизни  (ЗОЖ)  включает  следующие  составляющие:  питание,  физическую  активность, негативное отношение  к  вредным  привычкам,  психологический  микроклимат,  половое  воспитание,  ответственность  за  сохранение  собственного  здоровья.

Исходя  из  этого  я  определила  основную  цель программы: воспитание  потребности  сознательного  отношения  к  собственному   здоровью.

Достижение  этой  цели  осуществляю  через  решение  следующих  задач:

– пропагандировать  здоровый  образ  жизни;

– воспитывать  у  школьников  негативное  отношение  к  вредным

привычкам;

– развивать  у  детей  основные  навыки  личной  гигиены  и

гигиены   питания.

Формирование  представлений  о  здоровье,  здоровом  образе  жизни  в  классе  реализуется  не  только  через  систему  воспитательной  внеурочной  работы,  но  и  через  образовательный  процесс,  включающий  все  уроки,  особенно  уроки  окружающего  мира,  физической  культуры,  технологии.

Так  как  моим  девизом  является  «Растить  и  расти  самой»,  то  я  за  4-е  года  вырастила  со  своими  трудолюбивыми  семейками  дерево  здоровья – «Мое  здоровье». Это своеобразная долговременная игра.

На  дереве  несколько  веточек – направлений  работы.  Яблочки – это  проведенные  мероприятия.

1-я  веточка  (направление)  «Физическое  здоровье».

Эпиграф:  «Если  хочешь  быть  здоров».  Включает  в  себя  личную  гигиену,  рациональное  питание,  отсутствие  вредных  привычек, выполнение  режима  дня. Хочу  подробнее осветить,  как  в  системе  ведется  работа  по  направлению  «Физическое  здоровье»:

Важное  место  в  моей  деятельности  как  классного  руководителя  занимают  разнообразные  формы  работы:

На  уроках:

- Оздоровительные  минутки  «Гимнастика  для  глаз»,  «Массаж  каждого  пальчика»,  «Самомассаж  ушей»

- Упражнение  «Держи  осанку»,  «Гора»,  «Деревце».

- Физкультминутки.

- Динамические  моменты.

Во внеурочной деятельности:

- Мультимедийное  занятие  «Путешествие  по  городу  Здоровейску».

- Театрализованная  постановка  «Сказка  про  доктора  Айболита».

- Деловая  игра  «Светофор  здоровья».

- Утренник  «Чтобы  радость  людям  дарить,  надо  добрым и  вежливым     быть».

- Устный  журнал  «Режим  дня  и  здоровья».

- Беседы «Злой  волшебник –табак»,«Алкоголь– ошибка»,  «Что  разрушает  здоровье,  что  укрепляет».

- Тренинги  «Наркотик – тренинг  безопасного поведения»,

«Я  выбираю  движение».

-  КВН  «Наше  здоровье».

Работа с родителями:

Родительские  собрания:

- Лекции  о  ЗОЖ.

- Беседы  о  правильном  питании детей, соблюдении режима дня.

2  веточка  (направление)  «Нервно-психическое  здоровье».

За  основу  беру  пословицу:  «Доброе  слово  лечит,  а  злое  калечит».

Составной  частью  является формирование эмоционально-

ценностного  отношения  к  ЗОЖ,  снятие  психоэмо-ционального  напряжения.

Правила  поведения по этому направлению:

– умей  владеть  собой;

– умей  прощать;

–не будь упрямым,  стремись к  взаимопониманию. Были проведены: час здоровья,  на тему: «Настроение в школе», тренинг «Спеши делать добро», беседа «Что такое эмоции?», диспут «Стресс- что это такое?», деловая игра «Чувства и поступки».

3-я  веточка (направление)  «Социальное  здоровье».

Проходит  по  девизом: «Ты  да я,  да  мы  с  тобой».

Составной  частью  является  знакомство  с  Конвенцией  о  правах  ребенка,  Уставом  школы,  игра  «Законы  жизни – мои  законы»,  тренинг  «Права  и  обязанности  учащихся  в  школе», деловая игра « Защита проекта «Школа будущего»

4-я  веточка (направление)– «Духовно-нравственное  здоровье»

В основу  беру  пословицу: «В  здоровом  теле – здоровый  дух».  По этому направлению большое  внимание  уделяю  природе.  Почему  в  нравственном  здоровье  мы  вспоминаем  о  природе?  Наше  доброе  отношение  к  окружающему  нас  миру  природы  характеризует  наше  здоровье. Поэтому  на  классных  часах  я проводила  экскурсии  в  природу,  конкурсы  сочинений,  игры  по  экологическому  воспитанию  «экологический  светофор»,  предполагающие решение различных ситуаций  при помощи сигналов светофора.

Только  нравственно  здоровые  люди  могут  считаться  здоровыми.  Здоровье  тела  определяется  здоровьем  души.  Недаром  говорят,  что  некоторые  болезни  Бог  посылает  нам  за  наши  безнравственные  поступки.

Нравственное  здоровье  включает  в  себя  доброе,  заботливое  отношение  в  семье.  Почему  маме  на  нашем  дереве  здоровья  посвящаю  много  яблочек-мероприятий?  Чем  больше  любви  к  маме,  тем  радостнее  и  светлее  становится  жизнь  ребенка.  В  рамках  года  семьи  было  проведено  много  различных  мероприятий  для  учеников:  конкурс  рисунков  «Вечер  в  моей  семье»,  праздник  посвященный  Дню  матери  «Святая  должность  на  земле»,  утренник  к  8 Марта  «Мама,  солнышко  мое!»,  «Мама,  папа,  я – дружная  семья»,  творческие  проекты:  «Моя  родословная» ,  «Листая  семейный  альбом»,  выставка  поделок  «Спасибо  этим  добрым  рукам»,  КТД  вручение  медалей  (изготовленных  детьми)  мамам  в  разных  номинациях:  «Самая  умная»,  «Самая  терпеливая»,  «Самая  добрая»,  «Самая  красивая»  и  т. д.,  фотоконкурс  «Моя  семья».

В  результате  такой  работы  у  нас  в  классе  создаются  свои  произведения  искусства:  рисунки,  стихи,  фотографии, которые мы выставляем на различных конкурсах. Ученик нашего класса Шаповалов  Дима  в областном  фотоконкурсе    «Моя  семья»  занял  первое  место и  был  награжден  грамотой  управления  образования.  А  вторую  грамоту  Дима  получил  от  областной  юношеской библиотеки  им. В. М. Кубанева.  Он  стал  победителем  в  областном конкурсе  творческих  работ  «Я  и  моя  семья».

Итогом  внеклассных  мероприятий  стал  проект  «Будьте  здоровы».  Дети  работали  в  семейках  (группах),  у  каждой  группы  было  свое  задание:

1)  Показать роль  правильного  питания  для  здоровья  человека;

2)  Показать  роль  физкультуры  и  спорта  в  жизни  человека;

3)  Рассказать о  вреде  курения.

Учащиеся  собирали  материал,  готовили  сообщения  на  заданные  темы,  выступали  с  ними  перед  детьми,  а  в  заключении  приготовили  открытое  театрализованное  представление  «Сказка  про  доктора  Айболита».

Я  считаю,  что  положительные  результаты работы в  моем  классе по программе «Здоровье»  есть.  Дети  стали  меньше  употреблять  в  пищу  «мертвую  еду» – чипсы,  сухарики,  продукты  быстрого  приготовления  и  т. д.,  а  все  больше  начинают  возвращаться  к  натуральной  еде.  Все  ученики класса  стали  питаться    в школьной  столовой,  получают  горячее  питание,  а  это  полезно  для  здоровья.  Уменьшаются  пропуски  уроков.  Это  говорит  о  том,  что  ребята  меньше  болеют.  Заряд  положительных  эмоций  дети  получают  от  организованных  праздников.

Практика  моей  воспитательной  работы  в  школе  показала,  что  продуктивной  формой  работы  является  исследовательская  и  проектная деятельность. Поэтому  в  течение  двух  лет  семейки  работали  над  проектом  «Наш  класс – зеленый  сад».  Идея  и  тема  проекта  появилась  в  конце  учебного  года,  когда  мои  второклассники  заметили,  что  в  одном  горшке  стал  погибать  цветок:  листья  его  пожелтели и  завяли,  а  затем  опали.  У  ребят  возникли  вопросы:  «Почему?»,  «Что  случилось?»,  «Как  помочь?».  Для  решения  этой  проблемы  была  определена  тема  «Наши  зеленые  питомцы».

Дети  подготовили  материал  и  рассказали  о  значении  комнатных  растений  в  жизни  человека,  принесли  из  дома  отростки  комнатных  цветов,  чтобы  посадить  в  освободившуюся  плошку.  В  конце  занятия  было  посажено  пять  растений  вместо  погибшего  цветка.  Мы  решили,  что  каждый  ребенок  на  каникулах  посадит  комнатный  цветок,  будет  наблюдать  за  его  развитием,  ухаживать  за  ним.  В  сентябре,  когда  дети  принесли  своих  «зеленых питомцев»  в  класс,  на  уроке  труда  мы  изготовили  поделки  для  украшения  своих  любимцев.

Изящные  бабочки  и  пчелки  превратили  наш  зеленый  сад  в  сказочную  цветочную  поляну.

Классный  час – презентация  комнатных  растений,  выращенных  детьми  летом,  прошел  интересно  и  увлекательно.  Четвероклассники  объяснили  свой  выбор  «зеленого  друга»  тем,  что  цветы  дарят  не  только  эстетическое  наслаждение,  но  еще  играют  важную  роль  в  сохранении  и  укреплении  здоровья  человека.  Ещё  ребята  узнали  о  том,  как  можно  бороться  с  вредителями  комнатных  цветов,  приготовив  настои  и  отвары  из  чеснока,  репчатого  лука,  цитрусовых  корок.

Дети  ухаживали  за  своим  «зеленым  садом»  не  только  в  классе,  но  и  дома.  Следовательно,  деятельность  учащихся  в  ходе  проектно-исследовательской  деятельности  носила  системный  характер. Каждый ребенок принял посильное участие, проявил активность, любознательность, интерес, трудолюбие, наблюдательность. Ребята научились быть более ответственными к себе и природе. Научились публично выступать, обосновывая свои выводы. Заключительным итогом проекта был районный  творческий конкурс «Живому жить»,  по итогам которого Шаповалов Дмитрий был награжден грамотой районного отдела образования Ольховатского муниципального района.

Таким  образом, работа над реализацией  здоровьесберегающих  технологий  помогла  достичь  снижения  заболеваемости  детей,  создать  сплоченный  коллектив  и  развить  коммуникативные  навыки. Здоровый  образ  жизни был принят  учащимися  как  основа  необходимости.

У меня очень активные и творческие дети. Учащиеся  моего  класса  с  удовольствием  участвуют  в  олимпиадах,  соревнованиях,  конкурсах,  фестивалях,  стремятся  проявить  свои  способности,  склонности  к  тому  или  иному  учебному  предмету,  виду  творчества,  спорта.  У нас есть первые достижения и победы. Так  за  последние  два  года  учащиеся  класса  заслужили  16  призовых  мест  в  районе  и  области.

Я  надеюсь,  что  в  дальнейшей  жизни  и  учебе  они  будут  талантливыми  и  успешными. В этом учебном году мои ученики перешли в пятый класс, а я снова начинаю «растить и расти самой», но только уже с первоклассниками.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: