Повышение качества взаимодействия с родителями по обучению и воспитанию детей - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 139
  • Скачиваний: 5

В свое время замечательный советский педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей», - подтвердив тем самым необходимость неразрывного взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания и обучения ребенка. Семья и школа играют главную роль в жизни ребенка, и от того как он себя в них чувствует, зависит его развитие как личности.

Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей. С момента, когда ребёнок поступает в школу, возникает «треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития школьника. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Эффективность воспитания обучения ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. 

    Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Приемов и методов работы с родителями у классного руководителя огромное количество. Хочу остановиться на тех формах работы, которые использую я в своей работе.
     Формы познавательной деятельности (творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков).

     Формы трудовой деятельности (оформление кабинета, генеральная уборка).
     Формы досуга (совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, КВН).

     Открытые уроки (обычно организуются с целью ознакомления родителей с предметом, методикой преподавания, требованиями учителя. В этот день учитель проводит уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей.

      Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Мои принципы общения с родителями:

 Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить их достоинство.

 Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.

 Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Родительское собрание основная форма работы родителей. Школой воспитания родителей, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Это основная форма коллективной работы учителя с семьями учащихся. Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка. Именно в начальной школе так важен контакт учителя и родителей. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса. И поэтому главная цель в работе с родителями – всеми доступными средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на повышения качества обучения детей. Исходя из цели воспитательной работы с родителями, я определила следующие задачи: 
1.Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;
2.Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
3.Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

При подготовке к родительским собраниям я придерживаюсь следующих правил:
1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Ознакомить с достижениями ребенка по темам или итогам четверти я решила с помощью мониторинга по предметам. Определила параметры которые необходимы систематически анализировать процент качества.

     2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

      Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую. Интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

      В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии и обучении детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка. В свою очередь учитель должен осознать, что его работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей. Взаимодействие семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и воспитание. 

  1. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии, поднимают интерес темы анкеты детей и родителей (совпадение взглядов), рисунки.
  2. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
    5.Анкеты по итогам собрания. Позволяют определить успешность воспитательного процесса, как складываются отношения между участниками, формируют сотрудничество, устанавливают взаимопонимание между родителями и детьми. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.

     Семья же должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ученика. Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано.

И закончить своё выступление высказыванием «Зорко одно лишь сердце», - давным – давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы неразрешимых проблем. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей.

     Вывод:
     Повышение качества взаимодействия с родителями по обучению и воспитанию детей заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств.

В своей каждодневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие слова Ф.Лебойе

«Ничего не нужно. Только терпение.

И скромность. Мир в сердце. Тишина.

Немного понимания, внимания к «Другому».

Нужна любовь. Потому что без любви

Вы будете просто очень ловки…

Спросите у своей совести,

Должно быть в Вас осталась

Нервозность, плохое настроение, злость.

Ребёнок не ошибается, он он возвращает

Вам ваше изображение».

       Мы вместе. Кто мы?

Мы - сильный профессиональный коллектив единомышленников-педагогов.

Мы – талантливые свободные дети.

Мы – достойные родители.

Мы – это «Гимназия №1»

Мы –знаем, чего мы хотим,

Мы – знаем, как это достичь,

Мы – знаем,что мы это сделаем!

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: