В своей статье я хотела бы остановиться на 3 вопросах.
- Почему проблема социализации так актуальна в современном мире?
- Какие цели ставит перед начальной школой ФГОС?
- Как реализуются эти задачи в нашей школе?
Современная жизнь предъявляет большие требования к подрастающему поколению. Успешны в современном мире люди общительные, умеющие наладить контакты с разными людьми, инициативные, творческие, креативные.
Сегодня в России средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль. Многие родители работают сутками, многие вахтенным методом в других городах. Очень часто воспитание детей поручают бабушкам или родственникам. Наблюдается резкое падение воспитательных функций семьи. Ускоренный темп современной жизни, недостаточное количество дошкольных учреждений привело к такому печальному факту, как отсутствие должного уровня ранней социализации детей.
Всё чаще в школу приходят дети, которые бояться общения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит начальной школе, где происходит активное формирование личности. Воспитание и обучение ребенка в младшем школьном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир.
Младший школьный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Школьное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Результатом ранней социализации является свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.
Приход в школу требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-школьник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил класса, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию.
Одной из важнейших задач социализации личности младших школьников в условиях реализации ФГОС является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества.
Понятие социализации — вхождение человека в общество — регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта, во многих ключевых образовательных документах наших дней.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования.
В социальном опыте младших школьников должны отражаться следующие результаты освоения основной образовательной программы начального образования:
- личностные: становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, способности определять общей цели деятельности и путей ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
- результаты, соответствующие задачам Программы духовно–нравственного развития:
- в области формирования социальной культуры: развитие у учащихся навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми при решении общих проблем; укрепление доверия школьников к окружающим, развитие у них доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, способности понимать других людей и сопереживать им; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций и т. д.
Критерии сформированности социального опыта младших школьников.
Изменения, происходящие в личности обучающихся, касаются следующих моментов:
- отношений младших школьников с педагогами и родителями, друг с другом;
- морально-психологического климата в ученическом коллективе и соответствующего самочувствия обучающихся;
- самочувствия детей в семье, их удовлетворённость семейными отношениями, своей позицией в семье;
- самочувствия детей в учебном процессе, их удовлетворённости в отношении с учителями;
- дисциплинированности, вежливости, познавательной и учебной активности обучающихся.
Диагностика социального опыта младших школьников
Большую помощь в диагностике оказывают учителям начальных классов психолог и социальный педагог школы. Начиная с подготовки проводят они диагностику по различным направлениям.
1. Уровень школьной тревожности детей.
О сформированности социального опыта свидетельствует низкий уровень тревожности во взаимоотношениях со сверстниками (шкала «Переживание социального стресса»),
низкий уровень тревожности во взаимоотношениях с учителями (шкала «Проблемы и страхи в отношениях с учителями»).
2. Морально-психологический климат в семье.
Критерием является соответствие результатов симптомокомплексу «Благоприятная семейная ситуация».
Если критерий не достигнут, можно говорить о тревожности, конфликтности, враждебности в семье.
3. Морально-психологический климат в ученическом коллективе.
Методика «Атмосфера в группе».
Критерием является восприятие ребёнком атмосферы в группе как благоприятной.
В 1-2 классах дети с трудом облекают свои идеи и чувства в слова, не могут долго сосредоточить внимание на одном объекте, на одном виде деятельности. Поэтому в этот период приходиться использовать игровые и рисуночные методики.
Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд «Цветовые тесты в социологии детства»
Проведение теста происходит в 4 этапа:
1. Этап определения объектов оценки.
2. Этап тестирования.
На белом фоне в случайном порядке расположены цветные карточки. Выявляется с какими цветами ассоциируются разные объекты.
3. Этап ранжирования цветов (выясняется степень предпочтения с опорой на «приятность» цвета именно в данный момент).
4. Сопоставление цветов в ряду цветопредпочтений.
Рассмотрим результаты тестирования на примере 2 класса.
Результаты показали, что дети дружелюбны. Им нравится быть вместе и участвовать в играх и групповой деятельности. Это дает каждому ребенку чувство уверенности в себе, так как его личные неудачи и недостатки навыков не так заметны на общем фоне.
Детям нравится заниматься изготовлением поделок, но чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда. Мальчикам больше нравятся энергичные игры, но они могут поиграть и с игрушками вместе с девочками. Второклассники приспосабливаются к системе требований взрослых, связанных с учебной деятельностью, к системе требований сверстников при общении с ними.
Рефлексия развита в это время еще недостаточно хорошо. Возможности детей в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Самооценка становится более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем целостной. Дети этого возраста чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы, им присуще длительное, устойчивое радостное и бодрое настроение.
Во втором классе у ребенка продолжается формирование мотивации к школе. Любознательность, конкретность мышления, подвижность, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо - характерные черты этого возраста. У второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности (рефлексия).
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС - интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Большие возможности для социализации обучающихся имеют занятия внеурочной деятельности по таким направлениям:
- спортивное направление,
- художественно-эстетическое направление,
- познавательная деятельность,
- патриотическое направление,
- социальное творчество,
- духовно-нравственное направление.
В нашей школе социальные ресурсы деятельности младших школьников заложены в программы внеурочной работы обучающихся начальных классов.
Занятия внеурочной деятельности помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников, а также для детей, страдающих церебральными нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание). Стремление к творчеству характерно для начальной школы. Начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Такие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков, помогают общаться, заводить друзей. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям - все это пригодится ребенку. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив, условие для успешной социализации.
Занятия внеурочной деятельности облегчает адаптацию малышей в новых социальных условиях, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, овладеть конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
При организации внеурочной деятельности младших школьников педагоги нашей школы учитывают, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Учителя начальных классов МБОУ СОШ п. Солидарность поддерживают эту тенденцию, обеспечивают используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы педагоги нашего коллектива стараются оформить как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность наш педагогический коллектив в известной степени ограничивает.
С целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников, создания наиболее благоприятных условий для формирования у обучающихся отношения к здоровому образу жизни ведутся занятия по программе «Обучение плаванию», «Азбука здоровья», «Хореография с элементами ритмики». В целях реализации программ были проведены мероприятия, направленные на профилактику вредных привычек, детского травматизма. Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Положительный эффект реализации программ: информированность обучающихся о здоровом образе жизни, профилактика простудных заболеваний, малоподвижности детей. В содержании занятий учитываются пожелания обучающихся и их родителей.
Программа «Клаксон» предполагает проведение академических, практических занятий, пропаганду через коллективно-творческую деятельность и участие в различных конкурсах и соревнованиях по безопасности дорожного движения; викторины, экскурсии; развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально - моделирующие игры; индивидуальные и групповые беседы, свободные дискуссии, социальные проекты.
В ходе занятий внеурочной деятельности «Развитие творческих способностей» дети могут научиться множеству увлекательных и полезных вещей: работе с бумагой и вышивке, шитью и изготовлению поделок из природного материала, работе по дереву и лепке из пластилина, могут научиться выжигать и шить мягкие игрушки, попробовать себя в роли музыканта, певца, повара или кулинара. Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаются к аккуратности, настойчивости и терпению, учатся общаться, выражают свои эмоции, то есть происходит их социализация в обществе.
Программа внеурочной деятельности обучающихся «Юные исследователи родного края» включает в себя сведения из различных областей знаний. Основные цели данной программы - формирование у младших школьников представления о социокультурной картине родного края, развитие способностей коммуникативного взаимодействия. Реализация программы предполагает использование различных форм и методов учебной деятельности. Положительным эффектом являются знания обучающихся о своей «малой родине», о своей семье, о природе Липецкой области.
Формированию художественной культуры, развитию в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, а также воспитанию интереса к декоративно-прикладному искусству служит программа кружка детского творчества «Фантазия» и «Путешествие в страну ИЗО». Задачи программ: приобщение обучающихся к народному искусству и художественному творчеству, формированию художественно-образного мышления, навыков работы с различными материалами и инструментами.
Содержание проектной деятельности направлено на развитие личности и создание основ творческого потенциала обучающегося.
Примеры проектов: «Природа и фантазия», «Праздник Осени», «Транспорт», «Моя малая Родина», «Школа», «Дорога глазами детей», «Сказочные герои», «Как хорошо уметь считать!», «Новогодний карнавал» и др.
Систематические занятия внеурочной деятельностью увеличивают эффект воспитания и социализации младших школьников. У обучающихся формируются коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Александров В. Б. Понимание и социально- познавательный опыт субъекта / В. Б. Александров // Опыт и его место в социальном познании. – Калининград: Изд-во Калинин. гос. ун- т., 1984. – С. 129-139.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик // Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов].— 2‑е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).
- Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2006.
- Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2001.
- Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М.: Просвещение, 1969.