В современных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно-психологического здоровья населения. В последнее время все чаще говорят о толерантном мире, то есть мире без насилия и жестокости.
Возникает проблема воспитания нравственной личности, одухотворенной идеалами добра, активно не принимающей разрушительных идей, способной им противостоять и проявлять толерантность к окружающим.
Для начальной школы проблема толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между маленькими детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Повышенный уровень конфликтности в межличностных отношениях детей мешает формированию классного коллектива. Малыши проявляют подсознательную радость при наблюдении трудностей у товарищей, агрессию при отстаивании своих интересов, нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками.
Толерантности нужно учиться, и чем раньше – тем лучше. Перед учителем стоит задача помочь детям включить законы толерантного общения в их систему ценностей.
Большой потенциал в связи с решением этой актуальной воспитательной задачи по формированию у обучающихся толерантного и гуманного поведения имеется у внеурочной деятельности в свете ФГОС второго поколения.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
При организации внеурочной деятельности в нашей школе использовался накопленный опыт внеклассной работы в начальных классах.
Особое значение в воспитании толерантности имеют групповые формы деятельности, которые широко используются в проектно-исследовательской деятельности учащихся. Метод проектов особенно ценен тем, что он представляет собой дидактическое средство развития различных умений, навыков, мышления учащихся через применение разнообразных учебных приемов, а также для становления разнообразных показателей развития толерантности.
Поэтому в рамках внеурочной деятельности особое место занимает реализация программы «Я – исследователь». Она способствует развитию исследовательского поведения, которое является источником саморазвития.
Содержание программы «Я познаю мир» помогает раскрыть понятия “отзывчивость” и “равнодушие”; способствовать воспитанию у детей доброты и отзывчивости; вызывать у детей стремление замечать в окружающих положительные качества; помочь детям сформировать навыки толерантного отношения к людям независимо от их социального положения.
Приоритетной целью курса «Путешествие в страну этики и этикета» является знакомство учащихся с правилами этикета и нормами поведения в школе, в общественных местах, правилами общения со сверстниками и взрослыми; формирование умений, предоставляющих возможность выглядеть достойно и позволяющих проявлять себя уверено в различных жизненных ситуациях; развитие коммуникативных способностей учащихся.
Реализация программы «Риторика» способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям современного общества. Целью программы является развитие коммуникативных умений, умений общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи.
В центре курса «Мир человека» - ученик 7-8 летнего возраста, проходящий непростой путь становления: от биологического существа к социальному. Данная программа позволяет помочь учащимся рассмотреть мир человека с различных точек зрения, сформировать активное отношение к процессу собственного взросления.
Школа после уроков – это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего “ я “. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности.