«Формирование грамматического строя речи детей с ограниченными возможностями с помощью дидактических игр»
Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в речевом развитии служит серьезным препятствием в освоении программы детского сада.
Важность данной проблемы обусловила поиск более эффективных путей организации коррекционной работы по исправлению аграмматизма у детей. Придерживаясь лексико-грамматического подхода на специальных занятиях по развитию грамматики, логопед изучает все базовые параметры грамматики русского языка:
- Словоизменение, словообразование;
- Падежные конструкции;
- Предложное управление;
- Различные типы предложений;
- Согласование различных частей речи.
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи.
Коррекционную работу по грамматике с детьми мы проводим во всех видах деятельности. Значительную помощь оказывают разнообразные игры. Игра – это понятие многогранное. Оно означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, тренинги, в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям и требование детей к себе самим.
Словесная дидактическая игра – доступный, полезный и эффективный метод развития грамматически правильной речи. Любая словесная игра имеет дидактическую задачу, с целью помочь детям овладеть грамматикой. Мы предложили вашему вниманию словесно-дидактические игры, накопленные нами в ходе практической работы. Мы описали далеко не весь арсенал дидактических игр, используемый нами в работе, тем самым оставляя возможность для проявления фантазии и ваших творческих способностей.
В совершенствование грамматического строя речи входит:
Употребление существительного в единственном и множественном числе, родительном падеже: дидактическая игра «Инопланетянин».
Согласование существительного с числительными: дидактическое упражнение «Давай посчитаем» (пример: 1 платье, 2 платья, 5 платьев).
Образование притяжательных прилагательных: дидактическая игра «Ателье» (чей хвост, чья голова).
Согласование существительного с прилагательными в роде: дидактическая игра «Модница Аня».
Образование и употребление простых причастий: дидактическая игра «Назови какой, какая, какое».
Практика показывает, что применение наглядно игровых средств по формированию грамматической стороны способствует более эффективному овладению дошкольниками речевыми умениями и навыками.
Заключение: По нашему мнению использование словесно дидактических игр поможет ребёнку совершенствованию речевой практики. Словесно дидактические игры помогают ребенку не назойливо, в увлекательной форме устранить недостатки при овладении грамматикой. Нам педагогам, необходимо только проявить творчество, воображение, фантазию при изготовлении игры и её проведении. Проводить игру рекомендуется в хорошем темпе, и заканчивать горячими выражениями радости и похвалы. Можем предположить, что если играть с ребенком систематически в словесно-дидактические игры, то к старшему дошкольному возрасту аграмматизм будет встречаться гораздо реже.
Таким образом, при систематической, адекватной, логопедической коррекции аграматизма у детей с речевой патологией у детей отмечается интенсивное развитее всех сторон устной речи и можно ожидать, что все дети не будут испытывать серьезные затруднения при обучении письму в школе.