«Содержание формы и методы работы с родителями»
Травкин Сергей Викторович
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала (директивноконсультационные, дискуссионные, семинары, отчет, психолого-педагогическое просвещение родителей, родительские конференции, родительское собрание, тренинг, тестирование, анкетирование и т.д.) Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
Родительские собрания
Родительское собрание – одна из универсальных форм взаимодействия КИКВК с семьями воспитанников, пропаганды психолого-педагогических знаний и умений родителей, их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Родительские собрания - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки, опыта воспитания. Родительские собрания КМКВК проводятся не более двух раз в год. Родительские собрания проводятся на учебном курсе (в классе) для усилий родительской общественности в вопросах обучения и воспитания кадет. Ротное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в роте, созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. Классное родительское собрание – высший орган самоуправления родителей в роте, созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть. 1 Родительские конференции проводится не более двух раз в год. Индивидуальные консультации, беседы проводятся по мере необходимости. Родительское собрание может быть: организационным, аналитическим, итоговым. Родители (законные представители) обязаны посещать родительские собрания.
Цели и задачи родительского собрания
Расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий по достойному образованию детей; анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся. Получение информации, необходимой для работы с детьми. Информирование, инструктирование родительского состава об изменении или введении организационных методов в режим функционирования КМКВК. Знакомство родителей с аналитическими материалами. Консультирование родителей по вопросам учебы и воспитания детей. Обсуждение чрезвычайных случаев, сложных и конфликтных ситуаций. Формирование родительского общественного мнения. Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии, законодательства РФ
Функции родительского собрания Информационная функция предполагает просвещение и информирование родителей по организации учебно-воспитательного процесса. Она реализуется в рамках монологической подачи информации или в форме ответов на значимые для участников вопросы. Просветительская функция состоит в вооружении родителей актуальной для них информацией (ее значимость определяется на основе диагностики и изучения запросов родителей). Реализация данной функции предполагает использование таких форм как семинары, педагогические практикумы, конференции, круглые столы, дискуссии участников. Обучающая функция состоит в отработке практических навыков родителей по оказанию помощи ребенку в освоении образовательных программ, эффективному общению с ребенком и защите его прав в различных ситуациях. Реализация данной функции предполагает: на первом этапе – просвещение по востребованной участниками проблеме, на втором этапе – тренинги, деловые игры, позволяющие моделировать поведение участников ситуациях семейного воспитания и другие формы погружения участников в проблему. Консультационная функция реализуется как методическое и психологопедагогическое консультирование. Профилактическая функция состоит в предупреждении ожидаемых и предсказуемых трудностей семейного воспитания, связанных с кризисами взросления детей, опасностью приобщения к вредным привычкам, 2 профессиональным выбором, подготовкой к экзаменам, снижением учебной мотивации, здоровьем детей. Координационная функция состоит в объединении и регулировании действий всех участников образовательного процесса и заинтересованных представителей социума по обеспечению оптимальных условий для развития познавательной активности, самообразовательных умений, коммуникативной культуры, толерантности и других признаков успешной социальной адаптации кадет.