Практические работы по русскому языку

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>


Практическая работа 3
Тема: "Определение лексического значения слов. Явление многозначности слов. "
Цель: Рассмотреть такое лексическое явление как, многозначность; совершенствовать умения студентов разграничивать способы переноса значения слова; углубить знания учащихся о художественных средствах языка, основанных на переносном значении слов; выявить роль употребления многозначных слов в речи; развивать языковую компетенцию студентов; совершенствовать правописные навыки.
Ход работы.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей работы.
III. Работа с учебником.
1. Познакомьтесь с материалами учебника на странице 20. Приведите свои примеры слов, когда изменение оттенков лексического значения приводит к изменению их грамматического значения. (Золотые ложки - золотые локоны - золотые руки; вкусное мороженое - мороженое мясо).
2. Письменное задание. К упражнению 29 составьте две группы слов:
1) с одинаковым лексическим значением; 2) с одинаковым грамматическим значением.
3. Работа с тетрадями - памятками. Составление таблицы "Способы переноса значений слов", используя имеющиеся знания.
Способы переноса значений слов
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Перенос осуществляется на основе
Сходства (скрытое сравнение, можно заменить конструкцией с союзом как)
Смежности (смещение названия с одного предмета на другой)
Смещение названия с части на целое и наоборот
1) внешнее сходство:
- формы (лента дороги, целый день за баранкой)
- цвета (золотые волосы, изумрудные глаза)
Смещение названия
1) материала на изделие из него (в соболях купается, на золоте едал, завоевал бронзу);
2) содержащего на содержимое (съел две
- одна голова хорошо, а д

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: