Изучение мотивов поведения в ситуации выбора
Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или общественной направленности.
Подготовка исследования
Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько игрушек, интересных для старше - го дошкольника, и продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).
Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге два круга диаметром не менее 50 см с расстоянием меж - ду ними 20 см; над первым кругом нарисовать одного человека, над вторым -- трех.
Проведение исследования
Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию -- они должны сделать выбор: заняться малопривлекательным де - лом или поиграть с интересными игрушками. Эксперимент про - водится индивидуально, с каждым ребенком отдельно.
Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы (с учетом желания детей). Проводится соревнование на точность попадания мячом в цель. Дается инструкция: "Каждый член команды может бросить мяч 5 раз. Если он бросит мяч в ле - вый круг (над которым нарисован один человек), то очки идут в его пользу, если в правый -- в пользу команды; если мяч не попа - дает в цель, можно, по желанию, вычитать очки или из личных, или из командных". Перед каждым броском экспериментатор спраши - вает ребенка, в какой круг он бросит мяч.
Обработка данных
Подсчитывается, сколько детей в первой и второй сериях про - являли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты сводятся в таблицу. Определяется, насколько эти виды мотива - ции устойчивы, в какой степени общественная мотивация зави - сит от характера экспериментальной ситуации.
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>