Методика направлена на выявление у ребенка преобладания личной или общественной направленности.
Подготовка исследования
Исследование состоит из двух серий. Перед первой серией необходимо подобрать несколько игрушек, интересных для старшего дошкольника, и продумать малоинтересную для ребенка, но нужную для других людей деятельность (например, разложить по коробочкам полоски бумаги разной ширины).
Для второй серии необходимо приготовить мел, нарисовать на бумаге два круга диаметром не менее 50 см с расстоянием меж¬ду ними 20 см; над первым кругом нарисовать одного человека, над вторым — трех.
Проведение исследования
Первая серия. Испытуемых ставят в конфликтную ситуацию — они должны сделать выбор: заняться малопривлекательным делом или поиграть с интересными игрушками. Эксперимент проводится индивидуально, с каждым ребенком отдельно.
Вторая серия. Участвуют те же дети, объединенные в две группы (с учетом желания детей). Проводится соревнование на точность попадания мячом в цель. Дается инструкция: «Каждый член команды может бросить мяч 5 раз. Если он бросит мяч в левый круг (над которым нарисован один человек), то очки идут в его пользу, если в правый — в пользу команды; если мяч не попадает в цель, можно, по желанию, вычитать очки или из личных, или из командных». Перед каждым броском экспериментатор спрашивает ребенка, в какой круг он бросит мяч.
Обработка данных
Подсчитывается, сколько детей в первой и второй сериях про¬являли личную мотивацию, сколько общественную. Результаты сводятся в таблицу. Определяется, насколько эти виды мотива¬ции устойчивы, в какой степени общественная мотивация зави¬сит от характера экспериментальной ситуации. При этом учиты¬вается, что в первой серии ребенок делает выбор индивидуаль¬но, а во второй — в присутствии сверстников.
Выводы
Если ребенок сделает выбор в пользу малопривлекательного дела или будет бросать мяч в «командный» круг, значит, у него уже имеется преобладание общественной направленности мотивации. В противном случае следует говорить о преобладании личной направленности мотивации.
Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка
Проведение исследования
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на стол игрушками или дослушать сказку до конца.
Текстовый материал
Сказка
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
— Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в со¬сульку превращу.
— Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.
— Нет, одолею!
— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
— Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
— Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.) Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил,
ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу и поет:
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит — Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревь¬ях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то по лугу носится.
Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зи¬мой ходят в белых шубках.
Выводы
Дети с выраженным познавательным интересом обычно пред¬почитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной по¬требностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, но¬сит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за дру¬гое.
Определение у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника»
Инструкция
Задайте ребенку вопросы и попросите дать ответы (ответы следует записать).
- Ты хочешь идти в школу?
- Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)?
- Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?
- Ты любишь, когда тебе читают книжки?
- Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
- Почему ты хочешь идти в школу?
- Тебе нравятся школьная форма и школьные принадлежности?
- Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользо¬ваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему?
- Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?
- Во время игры в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?
Обработка результатов и выводы
Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны зву¬чать приблизительно следующим образом:
- Хочу идти в школу.
- Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).
- Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.).
- Люблю, когда мне читают книжки.
- Сам прошу, чтобы мне почитали.
- Нет, не устроит, хочу ходить в школу.
- Хочу быть учеником.
- 1Пусть будет длиннее урок.
«Веселый—грустный» (для оценки эмоционального отношения к предстоящему процессу обучения в школе).