Формы и методы воспитания лидерских качеств у младших школьников - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 169
  • Скачиваний: 15

Сегодня наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего челове­ка, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для любого человека в современной политической, социальной обстановке, которая сложилась в нашей стране. В решении задач соци­ального становления личности ребенка большое значение имеет стимулирование лидерства. Через лидеров реа­лизуется управленческий механизм. Лидеры занимают главные позиции  везде.

Работая много лет  в начальных классах, я часто задаюсь вопросом: как правильно воспитать лидерские качества у детей уже в этом возрасте?

Я считаю, что самое первое условие для развития лидерского потенциала ребенка – это   необходимость создания условий для проявления детской  активности. А для того чтобы ребёнок стал активным, я, начиная с 1 класса, провожу такие беседы и классные часы: «Давай познакомимся поближе», «О друзьях и настоящей дружбе», «Я и мир вокруг».                                                                                                    

Роль успеха в развитии личности огромна. Игра «Найди себе подобного» и тренинг «Я всё смогу» помогают ребёнку увереннее чувствовать себя в новом коллективе, а значит,  раскрыться и  иметь успех.Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствие формирование в характере борца, верящего в свои силы. В успехе ребёнок ощущает свой рост и движение вперёд. А похвала и поддержка родителей и нас педагогов  – это главный залог успеха, поэтому я всегда стараюсь отметить даже маленький успех ребёнка. Всем нравится быть в роли победителя, но я учу своих учеников: умеешь побеждать, умей и проигрывать. Сегодня побеждённый, завтра – победитель. На эту тему в классе была проведена беседа об известных людях, которые не сразу прославились, а сначала испытали поражение и горечь разочарований.

Второе необходимое условие – это  умение  ребенка ставить перед собой цели. Быть лидером для самого себя иногда труднее, чем быть лидером для других. Когда ребенок ставит перед собой какие-либо цели, он вынужден при этом проявлять качества лидера, воспитывать в себе целеустремленность, упорство, настойчивость. Поэтому важно научить ребенка ставить перед собой цель, пусть даже и самую незначительную, такую, как решение трудной задачки, и обязательно добиваться результата.

Задавая своим ученикам в 1 классе вопрос «Кто в нашем классе лидер?»,  я замечала, что сначала дети выбирают почти всегда отличника. А становясь старше (3-4 класс),  ребята уже не всегда выбирают лидера только за отличные знания. Выбирают ребёнка, который всегда интересуется окружающими, стремится во всём участвовать и руководить, добрый и дружелюбный. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества у детей  не всегда идут рядом с прилежанием. Качества  лидера необходимо воспитывать в себе. Как же их воспитать?

Важными базовыми компонентами воспитания лидерских качеств являются:

  1. Воспитание высокого уровня самосознания, гражданственности, самодисциплины.
  2. Воспитание милосердия, доброты, доброжелательности, готовности оказать помощь.
  3. Воспитание духовной личности, творческой личности.
  4. Воспитание трудолюбия, хозяйственности, физической закалки, хороших манер.

Первый путь воспитания лидера – это просветительский. Это путь, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, раскрывается сущность понятия «лидер». В этом случае ребенок получает информацию, приобретая знания о способах выполнения роли лидера. Для этого я использую тренинги, часы интересного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь - это Я», «Взглянем на себя со стороны и т.д.     Второй путь становления ребенка лидера назван деятельностно-практическим. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера, приобретая практический опыт освоения этой роли. Ребенок начинает стремиться в значительной степени соответствовать этой роли, испытывая эмоциональное удовлетворение при успешном выполнении роли. Успешное освоение любой роли, в том числе и роли лидера, происходит успешнее всего в игре. В этом состоит одна из социально - психологических и педагогических функций игры. Разработана целая серия игр различного типа, дающих возможность выбирать и играть роль лидера. Это объясняется общей установкой на присвоение роли, наличием образцов для подражания, «значимых других». Таким образом, для развития лидерского потенциала ребенка я создаю условия, которые требуют проявления детской активности. Можно использовать игру тренинг «Я – лидер», сюжетно-ролевые игры.  В своём классе я проводила интеллектуальную игру «Кто хочет стать отличником», «Лидер 21 века». Иногда такой путь называют путем проб и ошибок. Третий путь условно назван интегрированным. Он сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и практическую деятельность. Существует еще один путь, который можно определить как путь копирования образца, когда на основе подражания образцу происходит становление ребенка лидера.

Важно, что ребята в 4 классе, уже зная, кто такой  лидер, примеряя на себя эту роль, приходят к выводу, что лидер – это человек духовно сильный, способный проявить инициативу, взять на себя ответственность. Лидер – это не командир, а за ним идут, его уважают.

Работая с родителями, провела собрания по следующей тематике: «Роль самооценки в формировании личности», «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка?», «Как научить ребёнка жить в мире людей». Работая вместе с детьми, родителями, отвечая на разные вопросы, заполняя анкеты, примеряя роль лидера, мы все вместе составили инструкцию  «Как стать лидером»

  • Первым шагом на пути к лидерству является поиск собственной «изюминки». «Изюминкой» может оказаться что угодно. Найденные в самом себе уникальные способности важно не только отыскать, но и по мере сил развить.
  • Недостаточно найти в себе и развить «изюминку». Важно уважать свои способности и умения, ценить и верить в них. Позитивное отношение даже к самым, на первый взгляд, пустяковым вещам позволяет видеть происходящее с оптимистичной позиции. Неуверенному в себе и своих силах пессимисту не стоит, и пытаться стать лидером.
  • Демонстрировать свою уникальность одноклассникам лучше в нужное время и в нужном месте.
  • Быть лидером - это нечто большее, чем власть и авторитет. Лидерство – это в первую очередь умение брать на себя ответственность и принимать важные решения.
  • Любому лидеру необходимо умение четко выражать свои мысли и увлекать аудиторию идеей. Работать над своими недостатками.
  • Быть лидером – это значит иметь собственное мнение. Мнение лидера можно оспорить, опровергнуть, но его в любом случае будут уважать. А уважение со стороны членов коллектива– это и есть первая ступенька к достижению почетного звания лидера.

На вопрос: «Какие самые важные на ваш взгляд качества, должен иметь лидер?»  большинство ребят отметили: ответственность, искренность, доброта. А вместе, обсудив, мы решили, что в лидерах необходимо развивать следующие качества:

  • ответственность;
  • умение общаться со всеми, сотрудничество;
  • уважение и самоуважение;
  • сочувствие;
  • взаимопомощь;
  • добропорядочность.

Таким образом, процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека.

Младший школьный возраст является периодом активного формирования личности ребенка, поиска себя и своего места в жизни, определения своих склонностей и способностей. Поэтому воспитательный процесс в классе, в шко­ле нужно строить так, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в качестве лидера.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: