Девиантное поведение: сущность, причины, формы проявления в школьном возрасте

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Девиантное поведение: сущность, причины, формы проявления в школьном возрасте

Полторацкий Кирилл Юрьевич
Магистр 2 курса очной формы обучения направления подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование направленности (профиля) Менеджмент в сфере образования

Проблемам отклоняющегося поведения посвящены многочисленные исследования ученых разных лет. Выделятся девиантность импульсивную (неожиданные нарушения норм, проявляющиеся в короткий промежуток времени, например, по форме агрессии), субкультурную (нарушение норм поведения общества путем подчинения нормам поведения субкультуры); первичную и вторичную. Анализ социологической литературы свидетельствует о том, что объяснение данному феномену дается с опорой на понятие "нормы". В этой связи резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны, которые грозили стабильности общества, стали считаться девиаций, девиантным поведением 1.
Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагал теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Э. Дюркгейму, основной причиной девиации является отсутствие регуляции, безнормность. По сути, аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.
Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально-одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы девиантного поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.
Другими словамм, сторонники этой теории рассматривают "девиантов" не

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: