Девиантное поведение: сущность, причины, формы проявления в школьном возрасте - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 187
  • Скачиваний: 0

Девиантное поведение: сущность, причины, формы проявления в школьном возрасте

Полторацкий Кирилл Юрьевич

Магистр 2 курса очной формы обучения направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование направленности (профиля) Менеджмент в сфере образования

Проблемам отклоняющегося поведения посвящены многочисленные исследования ученых разных лет. Выделятся девиантность импульсивную (неожиданные нарушения норм, проявляющиеся в короткий промежуток времени, например, по форме агрессии), субкультурную (нарушение норм поведения общества путем подчинения нормам поведения субкультуры); первичную и вторичную. Анализ социологической литературы свидетельствует о том, что объяснение данному феномену дается с опорой на понятие «нормы». В этой связи резкие отклонения от средней нормы как в положительную, так и в отрицательную стороны, которые грозили стабильности общества, стали считаться девиаций, девиантным поведением [1].

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагал теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов. По Э. Дюркгейму, основной причиной девиации является отсутствие регуляции, безнормность. По сути, аномия - это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

Теория аномии получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации он считает разрыв между целями общества и социально-одобряемыми средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы девиантного поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления к обществу.

Другими словамм, сторонники этой теории рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил, а скорее как бунтарей, выступающих против общества, которое стремится «изолировать и поместить в психиатрические больницы, тюрьмы и колонии для несовершеннолетних множество своих членов, якобы нуждающихся в контроле» [32, 350-351].

К основным формам девиантного поведения в современных условиях в социологии относят преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид.

Механизм девиантного поведения раскрывается в социологии через взаимодействия нормативного регулирования, особенностей личности, ее отношения к норме и к реальной жизненной конфликтной ситуации.

В юриспруденции появление девиантных форм поведения так же связывают с категорией «норма», с отчуждением личности от общественных целей и ценностей в сферах учебы, труда, семейных отношений, досуга [5].

В психологии девиацию рассматривают как социальные отклонения, социальную дезадаптацию детей и подростков, результат социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями [137; 197]. При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа.

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду. Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, изнасилования и убийства).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям принято относить уклонения от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально- пассивной позиции - суицид.

Среди асоциальных проявлений, по мнению ряда авторов, целесообразно выделять так называемый докримгмогенный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правопроступков, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, употреблениях токсических средств, разрушающих психику, и других формах поведения, не представляющих большой общественной опасности. Социальные отклонения, выражающиеся в преступных, уголовно-наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенному уровню.

Различные аспекты девиантного поведения подростков отражены В.Г. Степановым [173], Автор, прежде всего, останавливается на анализе сущности понятия «трудные дети». Он приходит к выводу, что на основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих сущность понятия «трудные дети». Первым из них является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения, которое называют еще специальными терминами — «делинквентность» и «девиантность». Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм, когда нарушения поведения нелегко исправляются, корригируются, поддаются перевоспитанию.

Во-вторых, понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка развития», «отставания в развитии». Последние три термина часто употребляются в научной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Конечно, нередко такие дети тоже становятся «трудными», их поведение может рассматриваться как девиантное, но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.

Исходя из такого понимания девиантного поведения, автор к данной категории относит детей и подростков с недостатками характера, ленивых, неорганизованных, ненастойчивых, эгоистичных, не дисциплинированных, упрямых, грубых, лживых, детей с акцентуацией темперамента и характера, подростков, совершающих противоправные действия. В соответствии с особенностями в поведении отдельных категорий детей В.Г. Степановым обосновываются приемы и методы профилактической работы с каждым обучающимся и воспитывающимся в школе, семье, учреждениях дополнительного образования.

Касаясь методики работы школьного психолога, Р.В. Овчарова [120;121] в свою очередь, уточняет такие понятия, как «социальная», «педагогическая» запущенность, «отклоняющееся» и «девиантное» поведение. В результате их соотнесения получается такая картина: социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Она формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его личности. Проявляется в неразвитости социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкой способности к социальной рефлексии, трудностях в овладении социальными ролями.

Социальной и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены в представлениях Р.В. Овчаровой, неуспешность в деятельности, плохая обученность, необразованность, в том числе невладение знаниями социально-этического характера, влияют на уровень социального развития ребенка, его адаптацию в школе, среди друзей [122].

Внешними причинами социально-педагогической и запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности, дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей, ведущей к девиантным формам поведения, могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействиях с окружающими и другие [120].

Социально-педагогическая запущенность, по мнению психологов, берет начало в раннем детстве примерно в трехлетнем возрасте, то есть совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразного поведения и нормативной деятельности. В младшем школьном возрасте в связи с переходом к учению в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перезагрузка учебными заданиями, отрицательная оценка результатов учения, методика негативного стимулирования поведения и другие, ведут к дидактической запущенности.

В зависимости от характера динамики, выраженности признаков, уровня средовой адаптации и уровня овладения социально значимой деятельностью выделяются латентная, начальная и выраженная степени социально-педагогической запущенности ребенка.

Латентная (легкая) степень запущенности характеризуется количественной динамикой, незначительными, трудно отличаемыми от возрастных проявлений (кризисов) отклонениями в социальном и нравственном развитии ребенка. В нем как личности преобладают положительные свойства; отрицательные качества однородны по своему составу, так как вызываются влиянием какого-то одного доминирующего отрицательного фактора, чаще всего семейного; степень проявления признаков запущенности слабая и средняя, характер проявления эпизодической, ситуативный, обнаруживаются первые симптомы неуспешности из-за начинающего проявляться отставания в развитии психических процессов, отсутствия соответствующего возрасту уровня знаний, умений и навыков, недостатка социального опыта.

Начальная (средняя) степень - это углубление отклонений в социальном и нравственном развитии ребенка. При выраженной степени запущенности - количественная динамика переходит в качественную, внешние симптомы поведения, наоборот, приобретают более зримый характер. Они формируются уже под влиянием ряда факторов, проявляются разнопланово. Явно обнаруживается несостоятельность ребенка в качестве субъекта деятельности, в силу которой он постепенно выталкивается из формальных детских общностей. Ухудшается его отношения в семье.

В социально-педагогической литературе (С.А.Беличева, М.А.Галагузова, Л.В.Мардахаев, Б.А.Куган, Н.А.Рычкова, М.А.Шашурина и др.) выделяются разные типы девиации на основе объединения людей, отличающихся своеобразием таких отклонений в особые группы. В частности, по направленности: позитивные (героизм), безразличные (коллекционирование), негативные; по мотивации: (корыстные, агрессивные); по субъекту (индивиды, социальные группы, организации); по масштабности проявления - индивидуальные, групповые; по ориентации: направленные на других людей (семейные ссоры, насильственные преступления и др.), направленные на себя (пьянство, суицид, наркомания и пр.); по форме проявления (хулиганство, агрессия, воровство и прочее).

В науках о человеке наиболее распространен термин «девиантное поведение», который в психолого-педагогических исследованиях определяется как система поступков или отдельные действия, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.

Девиантное поведение в социальной педагогике понимается как отклонение от принятых в социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей.

Отклоняющимся (девиантным) поведением авторы называют, следовательно, то которое не соответствует установившимся в данном обществе нормами (И.А.Невский). приводит к нарушениям адаптации (психической, социально-психологической, средовой) (И.С. Кон) [67;75;115].

Девиантное поведение, они считают, подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое). Во-вторых, это антисоцильное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправным и криминальном, преступном) поведении [122; 242].

Проявление отклонений в поведении детей и подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Если такие ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологические образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения. Так формируется активно-приспособительное или пассивно-приспособительное поведение.

Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что можно выделить различные виды девиантного поведения, формой проявления которых являются различные варианты социальной дезадаптации: а) дезадаптивное поведение: аффективное, депривированное аутичное, суицидальное, аддиктивное; б) асоциальное поведение: агрессивное, делинквентное (противоправное), криминогенное (преступное), в основе которого лежат нарушения социализации, социально-педагогическая запущенность, деформации регуляции поведения, социальная дезадаптация, десоциализация.

Отклонения в поведении детей и подростков, по мнению Л.В.Мардахаева, могут быть обусловлены следующими группами причин: а) социально-педагогической запущенностью; б) глубоким психическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье и т.д.; в) нарушениями в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства; г) отсутствием условий для самовыражениям, разумного проявления внешней и внутренней активности; д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смещением социальных и личных ценностей с позитивных на негативные [100].

Особую роль и значение в этой цепи причин играет недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов, отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи.

В социально-педагогической литературе по проблеме девиантного поведения можно встретить несовпадающие точки зрения. В частности, представители творческого коллектива под руководством В.И. Загвязинского [53; 136-138],отклоняющееся поведение трактуют, как поведение в котором устойчиво проявляются отступления от общепринятых данным обществом поведенческих норм и которое является синонимом понятия «девиантное поведение».

Такие отклонения, считают авторы, проявляются в различных формах и в зависимости от его тяжести могут быть представлены в шалости, проступке, правонарушении, преступлении или рецидиве (повторное преступление).

Авторы предлагают все многообразие причин отклоняющегося поведения объединить в две большие группы: заданные и возникшие.

К первой группе могут быть отнесены поведенческие отклонения, обусловленные причинами биологической группы: генетические дефекты развития, родовые травмы, особенности поведения, связанные со спецификой формирования и развития различных систем и функций организма (тип высшей нервной деятельности, уровень интеллектуального развития, особенности мыслительных операций - скорость формирования ассоциативных связей и т.п.).

Отклоняющееся поведение, таким образом, - это результат актуализации факторов риска под влиянием длительного воздействия негативных условий, следствием чего является возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение поведения [53,140].

А.Б. Петрова [129] придерживается мнения, что отделить девиантное поведение как от нормы, так и от деликвентного, то есть противоправного, по строгим критериям невозможно, так как они до настоящего времени не выделены. Поэтому девиантное или отклоняющееся поведение личности предлагает рассматривать как результат усвоения ею негативного социального опыта в процессе социализации. Оно формируется у людей в среде, где в качестве социальной нормы представлены такие факторы, как насилие, аморальность, пьянство, наркомания. Под их влиянием дети и подростки, позже некритично воспроизводят образцы данного поведения в повседневной жизни.

А.А. Никитин разводит понятия «отклоняющееся», «девиантное» и «делинквентное» поведение. В итоге получается: что отклоняющееся поведение - термин, обозначающий поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.

Под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер резкого отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под ним понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам [166].

Авторы предлагают рассматривать различные теории формирования девиантного поведения человека. Среди них: биологические: своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению (Ломброзо, Шелдон); психологические: особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям (Фрейд); социологические: девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. (Дюргейм, Мертон, Миллер и др.).

Исходя из работ А.Фрейд можно говорить о следующих причинах возникновения девиаций: дисгармоничность между линиями развития; несоответствия между стремлением к удовольствию и учетом реальности; неадекватная организация защитных процессов, ослабление функции супер-ЭГО [4,16].

А.Адлер выделяет три причины отклоняющегося поведения: органическая неполноценность, избалованность, отверженность.

М.Кляйн доказывает, что главная причина девиации — отношения между матерью и младенцем степень удовлетворенности потребностей ребенка.

И биологические, и психологические теории выделяют то особенное в личности, которое может привести к ее девиантному развитию. Они свидетельствуют о том, что человек с рождения может иметь определенное предрасположение к девиации. Однако это может реализоваться только при неблагоприятных для него условиях жизнедеятельности и воспитания, превращаясь в те самые основы его личности, которые и определяют в последующем негативное (девиантное или делинквентное) поведение.

К таким группам факторов и их составляющих относят:

  1. Отклонения в психическом и физиологическом развитии: (низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы; эмоционально обусловленные отклонения активно-волевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффектов; незавершенность процесса формирования личности, приводящая к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками).
  2. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка.
  3. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка.
  4. Негативные факторы среды формирования личности: (проблемы семьи; безнравственная обстановка в семьи: пьянство, ссоры, драки; негативные факторы семьи, семейной обстановки, способствующие формированию у ребенка, подростка отрицательное отношение к дому, семье, родителям).
  5. Недостатки в воспитании ребенка, подростка: а) ошибки семейного воспитания; б) ошибки и упущения в процессе обучения и воспитания в образовательном учреждении, особенно в детском саду и школе, привитие ребенку, подростку определенных негативных моделей жизни и деятельности (самореализация в жизни).
  6. Негативная личностная позиция самого ребенка, подростка: (отклонение в самооценке подростка: - завышенная или заниженная; отклонение в личностных притязаниях подростков; ) [100].

Как отмечает М.А. Галагузова [167], отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: (1) недуг - любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; (2) ограниченная возможность - любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; (3) недееспособность (инвалидность) - любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками.

Итак, при данном подходе трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе - это и есть девиация. Она является одной из сторон изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет собой его взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.

Девиантное поведение выступает одним из видов отклоняющегося поведения, связанным с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп, то есть оно может назваться антидисциплинарным. Его типичными проявлениями являются ситуационно обусловленные поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на не нормальные для человека или группы лиц условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как своеобразный язык общения личности с социумом, когда другие социально приемлемые способы ее общения исчерпали себя или оказались недоступными.

В коллективной монографии М.А. Ковальчук, A.B. Ковальчука, A.M. Ходырева так же дается разносторонний анализ, во-первых, понятия отклоняющегося «девиантного поведения». В этой связи они рассматривают толкования этих терминов в работах М.И. Аникеева, A.A. Бодалева, O.J1. Кочеткова, В.Н. Куд, М.Г. Ярошевского и других и устанавливают, что это - отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведение, отдельные проступки или их совокупность, входящие в противоречие с принятыми в обществе на данном уровне его социального и культурного развития [69,9-10]. Главными критериями такого поведения являются: несоответствие ожиданиям общества поведения человека, эталонов поведения в социально-профессиональном сообществе общепринятым образцам. При этом, девиантное поведение характеризуется как поли -детерминированное явление, результат взаимовлияния объективных факторов.

Во-вторых, авторы, опираясь на классификацию Ф. Патаки [69,17], выделяют «ядро» девиантного поведения:

  • преступность;
  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • самоубийство;
  • поведение, которое называется «преддевиантный синдром», то есть своеобразный комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам отклоняющегося поведения, к нему относиться:
  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учебе;
  • низкий уровень интеллекта;

В-третьих, они причины формирования девиантного поведения представляют в ниже следующей схемы:

Схема 1.

Биологические причины: наследственные, врожденные и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации; психологические причины: сформировавшиеся к началу подросткового возраста особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении; среди социальных причин наиболее существенными, влияющими на формирование и проявление отклонений в поведении ребенка, является: считают социальные педагоги неблагоприятное семейное воспитание.

Таим образом, при изучении проблемы девиантного поведения встречаются различные концептуальные подходы, которые сложились отечественной социальной психологии и педагогике. Они, во-первых, позволяют, выделить типичные его проявления у школьников в ситуационно обусловленных поведенческих реакциях (демонстрация, агрессия, вызов, пропуски учебных занятий, неучастие в трудовой деятельности, уходы из дома, бесцельное проведение свободного времени, распитие спиртных напитков и связанные с этими антиобщественные действия), во-вторых, убеждают в том, что оно имеет сложную природу, подвержено влиянию многочисленных факторов, формируются постепенно, в-третьих выделять следующие этапы: становление девиантной позиции у детей; возникновение противоречия между социальными нормами и личностью; проявление несогласия, отрицание ребенком социальных требований; появление противозаконных действий и рецидивов; накопление и расширение опыта асоциального поведения; включение в группу с асоциальным поведением; постоянное нарушение законов; совершение преступления.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: