«Формирование экологической культуры обучающихся на уроках географии в условиях реализации ФГОС»
Введение
"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…» А.А.Плешаков.
В век научно - технического прогресса все большее внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию, поскольку без этого невозможно решить важнейшие проблемы развития цивилизации. Экология одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития. Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков. Гигантская техническая мощь современного человечества и быстрый рост численности населения на планете, получивший название «демографического взрыва», стали причиной того, что на глазах живущих поколений происходит масштабная деградация природы. Эти разрушения затрагивают не только конкретные регионы, но начинают появляться и в масштабах всей биосферы. Человечество подходит к пределу, угрожающему его выживанию. Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого появилась экологическая культура.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во Вселенной, отношение человека к миру. Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Здесь имеется в виду формирование представлений и понятий о природе как среде обитания человека и эстетическом совершенстве, необходимости гуманного, культурного и разумного взаимодействия с ней, развития чувства любви к природе, умение видеть её красоту и наслаждаться ею.
Понятие «экологическая культура» касается не только каждого человека в отдельности, но и всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Основная часть
Реализация в учебном процессе программы по географии, составленной на основе ФГОС и использования материалов учебного пособия для обучающихся способствуют формированию осознания важности ответственного отношения к окружающей среде, изучению экологической ситуации как своего региона, так и в масштабах всей цивилизации в целом.
Формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции — повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений — основная цель, которую ставлю я перед школьниками. Из нее вытекают задачи:
- воспитывать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
- способствовать осуществлять экологически грамотные действия;
- выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
- формировать потребность участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
Одной из основных целей на уроках географии является – способствование экологическому воспитанию школьников через формирование экологического мировоззрения и экологической культуры, становление экологически грамотной личностью.
Экологическое воспитание детей должно осуществляться с раннего возраста. Это должен быть целенаправленный, непрерывный процесс, цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным. В средней школе экологическое образование носит междисциплинарный характер и рассматривается под углом зрения специфики содержания многих предметов: природоведения, географии, биологии, химии и др. Однако только география по сравнению с другими учебными предметами рассматривает экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и локальном на основе краеведческого подхода. Содержание школьного курса географии располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций. Раскрытие их в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйстве деятельности человека, развитие ценностных организаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера(например, оценка ресурсообеспеченности стран, оценка природной и хозяйственной обстановки в своей местности и т.д.). Для экологического образования важное значение имеет работа на местности по оценки воздействия человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатываются привычки правильно, критически оценивать других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.
На уроках географии ребенок может размышлять над глобальными проблемами, видеть мир как сложную систему взаимосвязанных и взаимозависимых пространственных и временных составляющих, и поэтому любое вторжение в этот мир не останется без последствий, которые часто могут быть трудно предсказуемыми. Практически все курсы географии имеют в настоящее время экологическую направленность.
В курсе «Введение в географию» (5-6 классы) экологические уроки можно проводить при изучении каждого раздела. Учитывая возраст детей, предлагается самый различный материал: экологические сказки, былины, песни, легенды.
В курсе «География. Материки и океаны» (7 класс) учитель выбирает уроки экологического направления и вносит их в календарно-тематическое планирование. Ставится задача — углубить следующие экологические знания учащихся: сохранение разнообразия природы планеты, бережное отношение к природной среде, применение законов природы в целях эффективного использования ресурсов Земли. Природные богатства и вопросы охраны природы рассматриваются в процессе изучения каждого природного компонента, каждой природной зоны или страны.
Первый урок в восьмом классе - урок-лекция, на котором речь идет о целях и задачах данного курса, говорю об экологических проблемах России в свете глобальных проблем человечества.
При изучении природных зон России, в ходе диалога учитель-ученик приходим к выводу о ранимости природы в каждой природной зоне, говорим о том, что необходимо сделать, чтобы как можно меньше ран нанести природе в ходе хозяйственной деятельности человека.
Изучив тему «Моря природные комплексы России», провожу конференцию, на которой обсуждаются экологические проблемы морей.
Байкал - уникальный природный комплекс России. О его неповторимости, необходимости сохранения, экологических проблемах говорим на уроке - семинаре. Решаем проблемы: «Как сохранить уникальное озеро, чтобы его воды не целлюлозило?».
При изучении темы «Природные ресурсы» подвожу учащихся к выводу о рациональном природопользовании (не нужно больше добывать ресурсов, нужно лучше их использовать, не допускать потерь, отходов).
При изучении курса «Природа России» широко использую региональный компонент, акцентирую внимание на экологических проблемах, провожу уроки, где рассматриваю не только экологические проблемы, но вместе с учащимися ищу пути их решения. Особое внимание уделяю оценки природных условий и ресурсов и влиянию их на экологию. В ходе уроков использую заметки, статьи, иллюстрации, стихи, содержащие данные о хозяйственной деятельности человека, о том, какие меры применяются для ее охраны.
На уроках создаю ситуации, позволяющие учащимся выразить свое «Я», свое отношение к каким - либо процессам или явлениям, осознать единение с природой. Например, при изучении природной зоны леса показываю фотографии, иллюстрации, отражающие красоту леса, использую художественные тексты (отрывок из книги Л. Леонова « Русский лес», который раскрывает красоту и неповторимость леса). Обращаюсь к эмоциональной сфере ребенка, акцентирую внимание на тех чувствах, которые испытывают учащиеся при общении с природой, тем самым воспитываю любовь к своему городу, краю, Родине.
При изучении крупных природных комплексов знакомлю с заповедниками этих территорий. Так, при изучении Кавказа знакомлю ребят с Кавказским и Тебердинским заповедниками; при изучении Дальнего Востока - с Кроноцким и Уссурийским и т. д.
Большое внимание уделяю вопросам экологии в ходе комплексной экскурсии в природу, где учащиеся изучают ПК своей местности и видят, как он изменяется под влиянием деятельности человека. Здесь они прогнозируют последствия воздействия человека на природу, предлагают свои мероприятия по борьбе с загрязнением реки Волга, составляют план изучаемой местности, раскрывают особенности и причины разрушения почв.
Программные экскурсии по предмету дополняются экологическими вопросами. В ходе экскурсий учу вести экологические наблюдения в природе и на производстве, узнавать свой край, знакомлю с правилами личного природоохранного поведения.
Заключительным в восьмом классе является урок по теме: «Экологические проблемы России. Вместе с учащимися в ходе урока оцениваем экологическую ситуацию в России, обобщаем знания по взаимодействию природы и человека.
В курсе «География Саратовской области» (8–9 классы) продолжено формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу и на взаимодействие общества и природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам не только всей области, но и района где мы проживаем. Формы уроков могут быть самыми различными: урок — диспут «Проблемы загрязнения окружающей среды», урок - экологическая экспертиза «Реки Аткарского района», урок - научная конференция «Проблемы охраны атмосферного воздуха», урок — суд «Что будет дальше?»
В курсе «Экономическая и социальная география мира» (10–11 класс) особое внимание уделяется теме «Глобальные проблемы человечества». Здесь готовится конференция, на которой учащиеся не только выступают с рефератами и докладами, но могут высказать свою точку зрения, поспорить, послушать, что знают другие по этому поводу.
Одиннадцатый класс - завершающий в географическом образовании. Обрабатывая и анализируя данные из различных источников, учащиеся определяют основные параметры экологических процессов и явлений, характеризуют тенденции их изменений; оценивают и прогнозируют уровень воздействия человека на окружающую среду; выделяют причинно-следственные связи развития процесса; прогнозируют применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях. Такая работа расширяет кругозор учащихся, делает их более информированными и компетентными по вопросам экологии, обеспечивает активизацию процесса обучения. Школьники понимают, что невозможен экологический рай в отдельной стране, только все люди вместе способны обеспечить благодатную счастливую жизнь на Земле. Человечеству необходимо «взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке».
Работа по формированию экологической культуры может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы. При проведении предметной недели я использую следующие формы работы: наблюдение объектов живой и неживой природы; экскурсии в природу; беседы, доклады, сообщения; выпуски газет; экологические игры; исследовательские проекты. Примеры: подготовка и защита проектов «Будущее родного края в наших руках», игра-викторина «Я край свой знаю, ведь в нём я живу», беседа «На пороге экологической катастрофы» и др.
Большое воспитательное значение имеют и творческие работы учащихся: экологические плакаты, рисунки, газеты, тематические проекты, сочинения на экологическую тему («Земля - наш общий дом» «Весна без огня»), которые заставляют детей размышлять, думать, анализировать, сопоставлять различные источники информации, высказывать своё мнение по вопросам рационального использования природы и природных ресурсов. Ребята с большим удовольствием принимают участие в предметных неделях (экологии, географии), в школьных и районных олимпиадах, экологических конкурсах разного уровня.
Разнообразие форм и методов работы, их умелое варьирование на уроках и во внеурочное время позволяет поддержать интерес к предмету, переключать внимание учащихся, предупреждая утомление и перегрузку, сберегая их здоровье.
Заключение
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.
В.А. Сухомлинский писал: «Если ребенок наслаждается красотой и творением его собственных рук, он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».
В заключении хочу сказать, что работа по экологическому образованию и воспитанию школьников очень интересна и важна. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что все в природе соединено тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно — так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая ее, а сохраняя и улучшая.
Все жители планеты должны понимать, что разрушая природные системы Земли, человечество уничтожает свое будущее, поэтому, как отмечал В. И. Вернадский, мы должны понять, что являемся «жителями планеты и можем – должны – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства,…но и в планетарном аспекте…» и помнить, что «не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить»