Реализация междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уроках иностранного языка посредством инновационных педагогических технологий»
Условия возникновения, становления опыта
Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что современное общество стремительно меняется. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребёнку, поскольку именно в такие моменты осознаём, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы сами.
Мы оказались перед лицом совершенно новой для истории ситуации – опыт предшествующего поколения передаётся последующему, а тому он с одной стороны нужен, но недостаточен, одновременно нужно и что-то ещё, другое.
Современный молодой человек должен не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Именно компетентность сегодня рассматривают как альтернативу традиционным знаниям, умениям и навыкам. В отличии от знаний в их готовом, устоявшемся виде, компетентность, как и любая другая способность, не может быть гарантированно сформирована, можно лишь создавать условия, повышающие вероятность появления у школьников компетентностей.
Наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед индивидом. Способность к практическому действию появляется в ситуациях, когда человек приобретает опыт разрешения проблем, исходно не имеющих готового решения.
Эти способности формируются в разнообразных видах деятельности, часто за пределами школы. Однако школа может и должна создать условия для развития таких компетентностей на материале учебных предметов, в том числе и иностранного языка, но в иной, чем традиционный урок, форме, в частности в учебно-исследовательской или проектной деятельности.
Требования ФГОС освоить проектную и исследовательскую деятельность (в урочной и внеурочной работе) как обязательное для всех школьников страны, закреплённое вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, трудная для внедрения из всех нововведений ФГОС, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике российских школьных работников не было. А если и было, то на уровне профанации.
Что лежит в основе исследования и проектирования? Что даст школьнику сформированность навыков исследования и проектирования? Каковы эффективные способы формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности средствами иностранного языка? Как эти способы могут быть соотнесены с содержанием предмета «иностранный язык»? Как сделать так, чтобы в условиях отсутствия языковой среды в сельской школе талант имел бы возможность развиваться и совершенствоваться дальше? В этом и состоит сложившееся противоречие, которое породило возникновение и становление опыта: между базой знаний, умений и навыков, которые закладывает школа, и постоянно меняющимися требованиями современного общества; между отсутствием заинтересованности в изучении иностранного языка отдельными школьниками и высокими требованиями государственной программы, федерального государственного образовательного стандарта; между организацией образовательного процесса с применением традиционных технологий для формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности и необходимостью внедрения инновационных технологий.
Выявленное противоречие, в свою очередь, актуализировало необходимость совершенствования преподавания иностранного языка через внедрение эффективных, на мой взгляд, инновационных технологий для формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность опыта определяется тем особым вниманием, которое обращено современной педагогической наукой на проблемы развития личности. На первый план выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в котором каждый из обучаемых мог стать субъектом собственного развития, находиться в поиске и построении тех видов деятельностного отношения к миру, в котором могут полнее проявиться, развиться уникальные потенции конкретной личности.
Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся само по себе является актуальным, поскольку является требованием ФГОС.
Программа формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования в ходе реализации ФГОС предусматривает обязательным выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию результатов предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностных и социально значимых проблем, и одновременно является одной из форм итоговой аттестации.
Таким образом, все предметы, включая «ИЯ» должны быть нацелены на то, чтобы поддержать ученика, подготовить почву для того, чтобы у него были сформированы навыки исследования и проектирования, чтобы в его дальнейшей взрослой жизни способности были реализованы.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея: Реализация междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уроках иностранного языка предполагает выбор и апробацию эффективных инновационных технологий, с учётом возрастной оптимизации детей, выявления индивидуальных познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности, в частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования. В свете современных тенденций обучение иностранным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера. Приобретённые в учебном процессе навыки проектирования и исследования: умение понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления, анализировать, рефлексировать позволят инициировать обучающихся к познанию мира и себя в этом мире, будут способствовать нахождению в новой обстановке соответствующей своим возможностям новой линии самовыражения, полезной себе, семье и обществу.
Опираясь на труды великих ученых, я обозначила основную цель описания моего педагогического опыта: показать пути формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, превращения учебного процесса в средство интеллектуального развития личности, повышения качества образования посредством использования инновационных педагогических технологий в системе деятельностного подхода.
Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
- Формировать основы учебно-исследовательской и проектной деятельности через использование новых педагогических технологий;
- Способствовать воплотить полученные знания и сформированные умения в практическую деятельность;
- Способствовать созданию образовательной среды на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности посредством перехода от педагогической деятельности к педагогическому общению;
- Повышать уровень обученности и качества знаний;
- Формировать устойчивую учебную мотивацию, побуждающую детей к систематической работе;
- Развивать и совершенствовать интеллектуальные способности обучающихся.
Новизна опыта
Формирование умений и навыков учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, повышение их уровня знаний и эрудиции – потребность времени.
В современном обществе использование инновационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение навыками этих технологий еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников. Мой опыт показывает, что эффективность обучения иностранным языкам, в ходе которого формируются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности возрастает, если учитель применяет эффективные инновационные технологии с учётом возрастной оптимизации детей, выявления индивидуальных познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности, в частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования.
Технология опыта
В основе моей работы лежит личный опыт, идеи учителей-новаторов, идеи классической и современной педагогики, психологии, языкознания, поэтому его можно определить как репродуктивно - рационализаторский. Считаю, что современный выпускник должен войти в жизнь компетентным, грамотным, и его необходимо научить пользоваться набором «ключей» для самостоятельного получения знаний.
И этого можно достичь, опираясь на эффективные педагогические технологии, основанные на системно-деятельностном подходе, что соответствует требованиям федерального образовательного стандарта ООО.
Мною представлена система работы по созданию условий для формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках иностранного языка посредством инновационных педагогических технологий. Она состоит из нескольких этапов:
1 этап – КОНСТАТИРУЮЩИЙ
Диагностика уровня интеллектуального и речевого развития обучающихся, развития критического и творческого мышления, владения навыками исследовательской и проектной деятельности на основе заполнения Карты развития УУД и мониторинг качества образования, полученного на начальном этапе обучении.
2 этап - ФОРМИРУЮЩИЙ
Апробация и внедрение эффективных педагогических технологий в процесс обучения иностранным языкам, в ходе которого формируются основы учебно-исследовательской и проектной деятельности, с учётом возрастных периодов формирования основ рефлексии, путей развития познавательных стратегий.
3 этап - КОНТРОЛЬНЫЙ
Саморазвитие и самореализация личности (динамика качества знаний обучающихся, участие в школьных, муниципальных, региональных конкурсах творческих и исследовательских, проектных работ, итоговая диагностика на основе заполнения Карты развития УУД).
4 этап – АНАЛИЗ, РЕФЛЕКСИЯ
Такая поэтапная система действий позволяет интегрировать элементы разных педагогических технологий, ориентируясь на возрастную оптимизацию детей и пути развития познавательных стратегий, и готовит детей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других, исследовать и проектировать результаты своей деятельности. Обучение происходит в системе от простого к сложному с сохранением навыков овладения данными технологиями.
Так, например, овладев технологией составления КЛАСТЕРА в 5-6 классах, ученик свободно пользуется набором «ключей» этой технологии для получения знаний в старшем звене и на других предметах.
КОНСТАТИРУЮЩИЙ этап – диагностика уровня развития интеллектуального и речевого развития обучающихся, развития критического и творческого мышления, владения навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности проводилась психологом на основе заполнения Карты развития УУД. Результаты сопоставления независимых характеристик показывают, что высокий уровень сформированности Личностных УУД у 34%, повышенный у 41%, базовый – у 25%; степень сформированности метапредметных результатов (регулятивных, познавательных и коммуникативных) у 34 % - базовый уровень, повышенный уровень у 41%, высокий у 25%.
Изучив все результаты, я поставила перед собой следующие задачи:
- создать оптимальные условия для сближения обучения с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия на разных этапах обучения;
-вовлечь обучающихся в проектную деятельность и обучить необходимым умениям и навыкам;
- научить критически осмысливать получаемую в процессе обучения и жизненного опыта информацию, обобщать, проводить рефлексию своей деятельности;
- сформировать умения самостоятельно принимать решения и находить выходы для решения проблемной ситуации;
-сориентировать обучающихся на социализацию.
ФОРМИРУЮЩИЙ этап – это реализация моей педагогической системы - подбор эффективных форм организации и разработка педагогической стратегии, т.е. наполнение педагогической деятельности конкретным материалом, выстраиванием отдельных элементов в четкую, логическую целенаправленную систему.
Результативность педагогической системы
КОНТРОЛЬНЫЙ этап - Саморазвитие и самореализация личности
Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности посредством инновационных технологий позволила достичь положительных результатов в обучении ИЯ.
Основанием для этого являются:
- Положительная динамика результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов: с 50% до 82%
- Выявление и развитие способностей обучающихся к научной-исследовательской и проектной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Успех – самый лучший воспитатель, т.к. он дает ребенку уверенность в собственных силах и самом себе.
Таким образом, работа по реализации междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на уроках иностранного языка посредством инновационных педагогических технологий с учётом возрастной оптимизации детей, психологических основ, лежащих в основе развития познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности. В частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования оказалась эффективной, о чем свидетельствуют данные контрольного этапа.
Анализ, рефлексия
В результате специально организованного обучения подтвердилась идея опыта о необходимости совершенствования учебного процесса через реализацию деятельностного подхода в рамках новых образовательных стандартов с целью формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности посредством эффективных педагогических технологий с учётом возрастной оптимизации детей, выявления индивидуальных познавательных стратегий, учёта индивидуального стиля учебной деятельности, в частности, модальности, а также в рамках интеграции общего и дополнительного образования..
Очень важным своим достижением считаю создание системы работы, благодаря которой мои ученики добиваются максимально предельных результатов не только в учёбе, но и в жизни, приобретают опыт решения значимых, практико-ориентированных задач.
А это и есть ответ на вопрос, который способствовал возникновению и становлению опыта: для чего необходима реализация междисциплинарной программы «Формирование основ учебно-исследовательской и проектной деятельности» на всех учебных предметах: для того, чтобы школьники овладели управлением своей жизнью, что невозможно без умения элементарно проектировать своё будущее и исследовать обстоятельства своего настоящего.
Адресная направленность
Опыт по применению инновационных педагогических технологий, способствующих формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, в системе деятельностного подхода приемлем для творчески работающих учителей, имеющих определенный опыт педагогической практики. Он может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования.
Использованные источники:
- Акимова М.К. Психологические особенности индивидуальности школьников.
- Андреев В.И., Якиманская И.С., Хуторской А.В., Селевко Г.К. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков как инструментария учебного процесса.
- Бим И.Л., Палаева Л.И., Полат Е.С. и др. Опыт применения метода проектов при обучении иностранному языку
- Галеева Н.Л. 100 примеров для учебного успеха ученика на уроках биологии.
- Джеймс В. Ключи глазного доступа
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке
- Киселёв И.Д., Барбитова И.Д. Применение в современной отечественной педагогике технологии нейро-лингвистического программирования
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Познание. Личность.
- Лернер И. Я. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования
- Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Модель Т.О.Т.Е.
- Немов Р.С. Психология
- Плигин А.А. Технология развития познавательных стратегий
- Подласого И. П., Колина К.К. Опыт работы по проблеме внедрения инновационных технологий
- Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя
- Епифанцева С. Диагностика доминирующей перцептивной модальности
- Норман Б.Ю. Основы психолингвистики: курс лекций
- Игнатова О.А. Учёт психологических особенностей учащихся на уроке английского языка