О семейном воспитании - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 227
  • Скачиваний: 8

Современный ритм, порядок жизни провоцирует разрушение традиционных семейных связей. Для родителей все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей

Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; Не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;

Прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;

Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока.

Поэтому сегодня как никогда важно говорить о роли семьи в воспитании учащихся, возрождать семейные традиции.

В педагогической литературе можно встретить несколько синонимов слова «воспитание». Это — образование, формирование и даже просвещение. Во всех случаях речь идет об участии в духовно-нравственном становлении личности. «Образовать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, искусств» (Святой Григорий Назианзин).

Иван Александрович Ильин, известный философ, религиозный и политический мыслитель ХХ века называет семью «первичным лоном человеческой культуры» [ Ильин И.А. Путь духовного обновления //Ильин И.А. Путь к очевидности. — М.: 1993, С. 199 ].

В воспитании детей — достойных граждан нашей страны, именно семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, именно ей принадлежит исключительная роль в содействии становлении детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Главным аспектом воспитания является то, что нельзя учить ребенка тому, чего не делаешь сам, ведь ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. Это как молния, мы сначала видим ее, а потом только слышим. Поэтому начинать обучение нужно только на своем примере.

Со времён глубокой древности воспитание достойного, бескорыстного, добродетельного продолжателя рода, семейных традиций определялось образом жизни матери и отца, тем, какой пример показали родители.

Дети в христианстве, исламе, буддизме, иудаизме являются главным сокровищем и самой большой радостью. Ведь дети — это будущее, именно они будут продолжать делать то, что делаем мы, именно им придется жить в новом мире, и как и кем они будут, всецело зависит от родителей и воспитания.

В христианской культуре особая роль семьи — «домашней Церкви» заключается в исполнении исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей

Перед родительской общественностью стоит двойная задача: донести до детей основы духовно- нравственной культуры и образа жизни и поддержать, а, может быть, и создать в семье духовную, благоприятную атмосферу, в которой бы поддерживалось изначальное стремление ребёнка ко всему прекрасному и доброму...

Зачастую отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности, отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей приводит к тому, что «...как посмотришь на нашу молодежь, то нельзя не пожалеть ее! Как она ветрена! Как не думает ни о чем кроме удовольствий, растлевающих и нравственность, и здоровье, приготовляющих самую печальную будущность. Мне кажется, что всему этому причина — неправильное воспитание, дающее молодым людям неправильный взгляд на себя и на жизнь».

Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны

  1. Разрушены нравственные представления о браке и семье:
    • супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака (в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов);
    • супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
  2. Повреждены устои семьи
    • фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
    • утрачен традиционный уклад семейной жизни;
    • нарушены родовые и семейные связи между поколениями,
    • традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
  3. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
    • культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
    • продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек; по прогнозам специалистов, демографическая катастрофа приведет к сокращению числа россиян в течение ближайших 15 лет еще на 22 миллиона человек);
    • растет численность совершенных абортов, которые не осознаются как тяжкие грехи (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое);
    • увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников;
  4. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания:
    • утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
    • не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
    • прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют никакого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребенка;
    • утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
    • представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек: они не владеют традиционными приемами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
  5. Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
    • чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
    • нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
    • духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
    • у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
    • в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
  6. Система общественного воспитания и образования не может изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи
    • тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образования программах,
    • в учебном плане школ отсутствуют предметы «Духовно-нравственные основы семьи», «Основы нравственности»,
    • до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения, валеологического образования детей и подростков.
  7. Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии:
    • в социокультурном пространстве, СМИ темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
    • массовая культура и средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий — все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.

Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отмечал в выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе в декабре 2001 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства».

Выход из сложившейся кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством

  1. восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства,
  2. возрождения отечественной культурно-исторической и религиозной традиций,
  3. творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи,
  4. формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.

Духовная природа семьи — основа духовно-нравственного воспитания детей

Смысл брака в том, чтобы приносить радость.
Подразумевается, что супружеская жизнь -
жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая.
Это установление Господа о совершенстве.
Долгом в семье является бескорыстная любовь.
Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому.
Святая страстотерпица государыня императрица
Александра Феодоровна

Для того, чтобы говорить о природе семьи, посмотрим, как определяют значение понятие понятия «семья» различные источники:

  • совокупность близких родственников, живущих вместе;
  • основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [3].

Как видим, помимо общности быта членов семьи, указывается и на их взаимные, нравственные обязанности.

То, что понятие «семья» имеет не только нравственную, но и духовную природу подтверждают религиозно-философские и богословские исследования.

Семья начинается с брака, брак же в христианской традиции, «есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

По слову святителя Иоанна Златоуста, брак стал для христиан «таинством любви», в котором участвуют супруги, их дети и Сам Господь. Совершение этого таинственного союза любви возможно лишь в духе христианской веры, в подвиге добровольного и жертвенного служения друг другу.

Для каждого из своих членов семья является школой любви как постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Наш современник, ученый и священник Глеб Каледа в своей книге, посвященной христианской семье, говорит о том, что монашество полезно для тех, кто богат любовью, а обычный человек научается любви в браке. Люди же современной культуры чаще всего, не задумываясь об этом, ищут в супружестве не школы любви, но самоутверждения и удовлетворения своих страстей.

В православной традиции, семейная жизнь понимается как «путь ко Спасению», восхождение по которому связано с несением «креста» повседневных обязанностей взаимных забот, сотрудничества, понимания и согласия.

По апостолу Павлу человек трехсоставен: имеет тело, душу и дух (1Фес. 5, 23). Освященный Церковью брак объединяет все три составляющие человеческого естества. Современное православное богословие так определяет сущность брака и его роль в преображении человека:

— «Христианин призван, уже в этом мире, иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений... Брак — это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только „друг с другом“, но и „во Христе“»

— «В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности»

Духовному возрастанию муже и жены в браке помогает супружеская любовь, распространяющейся на детей и согревающей всех окружающих.

Особая роль семьи — «домашней Церкви» в христианской культуре (Рим. 16, 4; Флм. 1, 2) — заключается в исполнении исконной функции — духовно-нравственном воспитании детей. По учению Церкви «чадородие» (имеющее в виду не только рождение, но и воспитание детей) является спасительным для родителей. Дети воспринимаются не как случайное приобретение, а как дар Божий, который родители призваны беречь и «приумножать», содействуя раскрытию всех сил и талантов ребенка, возводящих его к добродетельной христианской жизни.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо

И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы.

В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Только семья может воспитать семьянина: по мудрому слову И.А. Ильина, добрая семья дарить человеку «два священных первообраза, в живом отношении к которым растет его душа и крепнет его дух:

  • первообраз чистой матери, несущей любовь, милость и защиту;
  • и первообраз благого отца, дарующего питание, справедливость и разумение». Эти родительские образы философ называет источниками духовной любви и духовной веры человека.

Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Об этом пишут святые отцы и пастыри Церкви:

  • святитель Василий Великий: «Если хочешь воспитывать других, воспитай сначала самого себя в Боге»;
  • святитель Феофан Затворник: «Отец и мать исчезают в дитяти и, как говорят, не чают души. И если их дух проникнут благочестием, то быть не может, чтобы оно по своему роду не действовало на душу дитяти»;
  • святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь к матери маленькой девочки: «Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери»;
  • священник Александр Ельчанинов: «Для воспитания детей — самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими большой внутренней жизнью».

Об этом свидетельствует в пословицах мудрость православного русского народа: «Мать праведная — ограда каменная», «Отец сына не на худо учит» и много других примеров...

Традиционный уклад семейной жизни и современные проблемы духовно-нравственного воспитания в семье

Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь
дать детям истинное христианское воспитание,
сообщая им одни христианские во всем понятия,
приучая к христианским правилам жизни,
возгревая любовь к Церкви Божией
и всем порядкам церковным...
Святитель Феофан Затворник

Отцовская и материнская линии поведения в русской семье органически соединялись в иерархически выстроенном семейном укладе (установившемся порядке, строе жизни), благотворно влияли на становление детской души и укрепление семейных связей.

Традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности. Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как Божия заповедь и необходимое условие благополучного взросления. А мать и отец, осознавая особенности своего семейного служения и свой долг доброго воспитания детей, понимали и житейскую, и духовную значимость мудрого педагогического общения в семье.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И для мужчин, и для женщин все большее значение приобретают работа, успехи в профессиональной области, стремление к достатку. У современных родителей не остается ни физических, ни душевных сил для воспитания детей. И даже верующие люди часто не воспринимают общение с супругом и детьми как нечто духовно значимое в жизни.

За счет чего традиционный строй семьи, давал возможность людям не растрачивать попусту жизненные силы, приумножать их, делиться ими с немощными ближними?

Ответить на этот вопрос поможет нам краткая характеристика составляющих семейного уклада. Традиционный семейный уклад включает в себя пять компонентов:

  1. обычаи (установившиеся, привычные формы поведения),
  2. традиции (переходящий из поколения в поколение способ передачи ценностно-значимого содержания культуры, жизни семьи),
  3. отношения: сердечные чувствования и настроения,
  4. правила (образ мыслей, нормы поведения, обыкновения, привычки) доброй и благочестивой жизни,
  5. распорядок (установленный порядок в течении дел) дня, недели, года; в отечественной православной культуре этот распорядок задавался строем благочестивой жизни христианина, кругом церковных богослужений, сезонными изменениями в быту и труде.

Пожалуй, какие-то (зачастую нестабильные и не основанные на подлинных духовно-нравственных ценностях) обычаи, традиции, отношения, правила, распорядок есть и в жизни современной семьи. Осознанное наполнение этих компонентов жизненного строя традиционным содержанием окажет действенную помощь в духовном пробуждении современных детей, живущих в суетном, непостоянном и агрессивном мире.

Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается, по мнению И.А. Ильина, в том «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [10].

И.А. Ильин обозначает и средства духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к тому, где «Дух Божий дышит, зовет и раскрывается»:

  • природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности,
  • истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости,
  • неподдельное сочувствие всему страдающему,
  • действенная любовь к ближним,
  • блаженная сила совестного акта,
  • мужество национального героя,
  • творческая жизнь национального гения с его жертвенной ответственностью,
  • непосредственное молитвенное обращение к Богу, «Который и слышит, и любит, и помогает».

Интересно сравнить (и убедиться в их созвучии) перечни средств духовно-нравственного воспитания И.А. Ильина и известного пастыря Церкви середины XX века, протоиерея Сергия Четверикова. Отец Сергий размышляет о том, что благоприятствует возвращению утратившей веру души к религиозной жизни он называет следующие средства:

  • религиозные воспоминания детства,
  • влияние природы,
  • влияние художественной литературы,
  • встречи с действительно религиозными людьми,
  • посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест),
  • чтение религиозной литературы.

В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, но о поколениях, утративших или так и не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Им придется решать двойную задачу:

  1. становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям;
  2. создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.

Сложностями на пути решения этих задач являются

  1. современное секуляризованное социо-культурное окружение,
  2. скудость общественного опыта освоения традиций православного воспитания,
  3. отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности,
  4. отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей,
  5. духовная немощь сегодняшних детей и родителей.

В обществе, идеалом которого является успех, процветание, всякая немощь вызывает раздражение, желание поскорее как-нибудь избавиться от тяготящей проблемы. Поэтому современным родителям предстоит на личном опыте с большим трудом

  • обретать сущностное понимание отцовства и материнства,
  • осваивать свое родительство как терпеливое и милосердное служение Богу и ближним,
  • учиться реагировать на проблемы, возникающие в развитии и поведении ребенка, не раздражением и активным неприятием, а, наоборот, ее увеличением терпения и любви. Духовную нищету ожесточенной детской души можно восполнить только милостивой и сердечной родительской любовью. Такой живой и творческой любви, не принимающей стереотипов, нужно учиться нам всем сегодня.

Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей

Боже мой! Сколько у нас в народе таких,
которые решительно ничего не знают,
и ни слова не слыхали ни от кого!
В детстве их не учили;
в возрасте они не хотели учиться;
а потом им некогда было учиться.
И что же таковые могут передать свои детям!
Святитель Иннокентий,
митрополит Московский

В условиях бедственного положения современной семьи, сложностей преодоления кризисных явлений в семейном воспитании, не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи.

Такое заключение вполне созвучно мнению ведущих специалистов в области современной православной педагогики. Так педагог и ученый, священник Евгений Шестун, разрабатывающий методологию православной педагогики, убедительно доказывает, что субъектом образовательного процесса следует считать не ребенка, а семью, в связи с тем, что «системообразующей основой духовно-нравственного становления личности являются религиозные воззрения народа, а базовым элементом этой системы является семья... Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является хранительницей народной традиции и основным элементом ее передачи».

Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Сегодня мы можем назвать семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей (названия направлений условны):

I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;

II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:

  • молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
  • молодым супругам (до рождения ребенка),
  • семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
  • родителям детей-дошкольников,
  • родителям младших школьников,
  • родителям подростков,
  • родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:

  • многодетным,
  • малоимущим,
  • неполным семьям,

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: