Научная статья на тему
«Активные методы, используемые на уроках биологии для формирования мотивов, побуждающих учеников к деятельности»
Всем известно, что основными мотивами ученической деятельности являются положительные оценки и похвала родителей и учителей. Поэтому основной задачей современного учителя является изменение мотивов учеников при получении знаний. Ведь именно знания должны быть истинными мотивами при обучении. Самым эффективным способом достичь результатов в данной сфере стали активные методы обучения, при которых ученик из пассивного слушателя превращается в непосредственного участника процесса.
Хотелось бы поговорить о нескольких методах.
- Метод дискуссии.
Учителем создается противоречивая ситуация. Ученикам предлагается обсудить данный вопрос, в результате может возникнуть спор, который в конце приводит к верному выводу. Учитель должен оценивать аргументы оппонентов.
- Метод проблемного изложения.
В начале обсуждения учителем задается ключевой вопрос изучаемой темы. Класс обсуждает его, пытается найти верный ответ. Этот метод хорош тем, что у учеников формируются все приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ, синтез и т. д.
- Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Используется работа с текстом, с таблицами. Диаграммами.
- Групповой метод.
Учитель делит класс на группы. (от 2 человек в группе и до 8-10) и дает задания (одинаковые или дифференцированные). Метод эффективен и для «слабых» учеников, и для «сильных». Главная трудность для учителя — подобрать задания так, чтобы каждый ученик смог проявить себя.
ТРИЗ-технологии Г.Альтшуллера.
При использовании активных методов обучения невозможно обойтись без творческого мышления, и ТРИЗ-технологии успешно развивают творческие способности учащихся.
ТРИЗ-технологии или теория решения изобретательских задач, целью этой теории является системное мышление учеников.
В основу положено решение противоречий или проблемных ситуаций, где и требуется творческий подход.
Рассмотрим пример урока, построенного с использованием данных технологий. Нужно уточнить, занятие лучше рассчитывать на 2 спаренных урока. Занятие делится на 9 блоков:
- Блок мотивации.
Ученикам предлагается какое-либо упражнение или задача, которая потребеут решение.
- Блок повторения.
Опрос домашнего задания.
- Блок творческого разогрева.
Создание проблемной ситуации.
- Теоретический блок.
Учитель задает классу вопрос: «Что они сами хотят спросит у учителя, чтобы понять данную тему?»
- Блок экспериментов.
В данном блоке применяются групповые методы, работа с дидактическими материалами.
- Блок психологической разгрузки.
Ученики делают недолгую зарядку.
- Блок изобретательских задач.
Ключевой блок ТРИЗ-технологии, во время которого решаются задачи, построенные на противоречиях.
- Блок-резюме.
Ученики обсуждают в парах прошед.шее занятие, что они поняли и что -нет.
- Блок домашнего задания.
Заключение.
В данной статье были приведены некоторые методы и теории, помогающие учителю направить в нужное русло развитие учеников. Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы и подходит к определенному уроку. Но если грамотно их использовать и умело комбинировать, то они будут очень эффективны в педагогической деятельности.