Активные методы, используемые на уроках биологии для формирования мотивов, побуждающих учеников к деятельности - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 160
  • Скачиваний: 10

Научная статья на тему

«Активные методы, используемые на уроках биологии для формирования мотивов, побуждающих учеников к деятельности»

Всем известно, что основными мотивами ученической деятельности являются положительные оценки и похвала родителей и учителей. Поэтому основной задачей современного учителя является изменение мотивов учеников при получении знаний. Ведь именно знания должны быть истинными мотивами при обучении. Самым эффективным способом достичь результатов в данной сфере стали активные методы обучения, при которых ученик из пассивного слушателя превращается в непосредственного участника процесса.

Хотелось бы поговорить о нескольких методах.

  1. Метод дискуссии.

 Учителем создается противоречивая ситуация. Ученикам предлагается обсудить данный вопрос, в результате может возникнуть спор, который в конце приводит к верному выводу. Учитель должен оценивать аргументы оппонентов.

  1. Метод проблемного изложения.

В начале обсуждения учителем задается ключевой вопрос изучаемой темы. Класс обсуждает его, пытается найти верный ответ. Этот метод хорош тем, что у учеников формируются все приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ, синтез  и т. д.

  1. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Используется работа с текстом, с таблицами. Диаграммами.

  1. Групповой метод.

Учитель делит класс на группы. (от 2 человек в группе и до 8-10)  и дает задания (одинаковые или дифференцированные). Метод эффективен и для «слабых» учеников, и для «сильных». Главная трудность для учителя — подобрать задания так, чтобы каждый ученик смог проявить себя.

ТРИЗ-технологии Г.Альтшуллера.

При использовании активных методов обучения невозможно обойтись без творческого мышления, и ТРИЗ-технологии успешно развивают творческие способности учащихся.

ТРИЗ-технологии или теория решения изобретательских задач, целью этой теории является системное мышление учеников.

В основу положено решение противоречий или проблемных ситуаций, где и требуется творческий подход.

Рассмотрим пример урока, построенного с использованием данных технологий. Нужно уточнить, занятие лучше рассчитывать на 2 спаренных урока. Занятие делится на 9 блоков:

  1. Блок мотивации.

Ученикам предлагается какое-либо упражнение или задача, которая потребеут решение.

  1. Блок повторения.

Опрос домашнего задания.

  1. Блок творческого разогрева.

Создание проблемной ситуации.

  1. Теоретический блок.

Учитель задает классу вопрос: «Что они сами хотят спросит у учителя, чтобы понять данную тему?»

  1. Блок экспериментов.

В данном блоке применяются групповые методы, работа с дидактическими материалами.

  1. Блок психологической разгрузки.

Ученики делают недолгую зарядку.

  1. Блок изобретательских задач.

Ключевой блок ТРИЗ-технологии, во время которого решаются задачи, построенные на противоречиях.

  1. Блок-резюме.

Ученики обсуждают в парах прошед.шее занятие, что они поняли и что -нет.

  1. Блок домашнего задания.

Заключение.

В данной статье были приведены некоторые методы и теории, помогающие учителю направить в нужное русло развитие учеников. Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы и подходит к определенному уроку. Но если грамотно их использовать и умело комбинировать, то они будут очень эффективны в педагогической деятельности.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: