На наш взгляд тема является актуальной, т.к. приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник начальной школы получит возможность для формирования положительной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
Фундаментом самооценки является начальная школа.
Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценивать особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика. Правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, мотивов, потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому особенно важно в этот период заложить основы для самооценки.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс
Предмет исследования: формирование самооценки в младшем школьном возрасте
Цель работы: изучить особенности формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста
Гипотеза:
Если учитывать психологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте, то формирование адекватной самооценки в младшем школьном возрасте будет эффективнее.
В 1 главе мы проанализировали понятие «самооценка» , которые предлагали:
Немов, Амонашвили,Сластенин.В следующем пункте мы познакомились с видами самооценки,которые свойственны младшему школьному возрасту.
Во 2 главе мы рассматривали факторы, которые влияют на становление самооценки.
На наш взгляд на формирование самооценки младшего школьника влияет стиль семейного воспитания, ведь то, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.
И в заключении нашего теоретического исследования, мы подобрали комплекс мероприятий по выявлению и развитию самооценки в младшем школьном возрасте,
который планируется использоваться в предстоящей практической деятельности.
-игры, тренинги,классные часы.
В ходе нашего исследования вопроса формирования самооценки у младших школьников были изучены позиции следующих авторов: Ш.А Амонашвили., Р.С Немова.,Д. Куперсмит.,В.С. Сластёнина.
В их работах рассматривались вопросы о самооценке младшего школьника, этапы становления самооценки. Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.
Решая первую задачу, мы осуществили сравнительный анализ понятий самооценка разных авторов. Пришли к выводу, что определение Роберта Семеновича Немова, наиболее многогранно и научно раскрывает термин «самооценка». Ведь нельзя не согласиться с тем, что ребёнок не рождается на свет с каким-то определённым отношение к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе. По мере развития дети учатся понимать себя, своё Я, давать оценку собственным качествам.
Также мы познакомились с видами самооценки, которые свойственны данному возрасту. Мы сделали вывод, что от одного периода онтогенеза до другого возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя.
Изучая этапы становления мы выяснили, что самооценка ребенка в младшем школьном возрасте не совпадает с мнением о нем окружающих, что говорит о формировании у него собственного образа «Я». Кроме того, на самооценку ребенка в этот период влияет отношение к нему сверстников, уровень его успеваемости и отношение к нему учителей.
Следует отметить, что самооценка формируется с начала жизни, и все зависит в каком социальном окружении находится ребенок, какое участие принимают взрослые.
Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.
Изучая факторы ,которые влияют на становление и формирование самооценки мы выяснили, что «самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, на нее влияют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем». Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка.
У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.
На наш взгляд на формирование самооценки младшего школьника влияет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.
Нами был подобран комплекс мероприятий по выявлению и развитию самооценки в младшем школьном возрасте, который планируется использоваться а предстоящей практической деятельности.
Методика «Лесенка»
Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Проба Де Греефе
Данная экспериментальная процедура, предложенная французским психиатром Де Греефе, является простым и весьма остроумным приемом определения самооценки. Ее рекомендуется использовать при работе со школьниками 1-2 класса.
Цель исследования: определить характер самооценки ребенка.
Материал и оборудование: лист бумаги, ручка или карандаш.
Процедура исследования
В индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего учителя, второй - тебя самого, третий – твоего одноклассника (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый - самую короткую; от того, кто средний - среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.
«Поймай мяч»
Цель игры: назвать достоинство своего соседа.
Участники сидят в кругу и по очереди бросают друг другу небольшой мячик, называя при этом какое-либо достоинство того человека, кому этот мяч бросается. Важной чтобы в процессе игры каждому частнику удалось услышать о себе что-то хорошее и поймать мяч.
«Закончи предложение»
Цель игры: закончить данные предложения.
Участники игры по очереди заканчивают каждое из предложений.
Я хочу...
Я умею...
Я смогу...
Я добьюсь...
Можно попросить ребенка, объяснить тот или иной ответ.
«Назови свои сильные стороны».
Цель игры: назвать свои сильные стороны.
Каждый участник игры в течение нескольких минут рассказывает о своих сильных качествах, о том, что он любит, ценит и принимает о том, что дает ему чувство уверенности! Не обязательно говорить только о положительных качествах, важно, чтобы малыш говорил прямо, не умаляя своих достоинств.
«Рисунок «Я в будущем»
Цель: нарисовать себя в будущем.
Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он хочет быть в будущем. Обсуждая с ребенком рисунок, спросите, как он будет выглядеть, что будет чувствовать, какими будут его отношения с родителями, другими взрослыми, сверстниками, братом или сестрой.
Классный час
Направленный на формирование адекватной самооценки младшего школьника.
«Хорошие качества людей»
Цель: познакомить детей с положительными качествами личности.
Задачи:
- учить детей видеть в людях хорошее;
- способствовать позитивному отношению ребят к школе, одноклассникам, самому себе;
- развивать воображение и творческие способности.