В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества, повсеместной информатизации среды, появляются новые образовательные потребности.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, толерантность, конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общими компетенциями.
Перемены в российском образовании выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и ОУ. Таким образом, воспитание является главной составляющей образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Условием достижения качества образования является совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Наивно и неверно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, мастеров производственного обучения, зам. директора по ВР, но не преподавателя, ведущего урок. С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб, отрывает время от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке. Но по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом. Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
Базой развития и воспитания подростка продолжают оставаться знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, способностей и качеств, позволяющих выпускнику учиться, действовать, эффективно трудиться в современных экономических условиях. Именно на уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Урок – это не просто «форма организации», а часть жизни учащегося и продолжение процесса формирования его личности. И задача педагога – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Если во время урока педагог видит пустые глаза своих воспитанников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю я эффективность урока» - писал Е.Н. Ильин.
Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примером могут быть уроки литературы.
Основным средством воздействия на душу, разум учащегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства.
Ни для кого не секрет, что за последние годы интерес к литературе в обществе катастрофически снизился. В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. И как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.
Главными ценностями для многих стали прагматизм, умение сделать карьеру, заработать много денег, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.
Жить так, как предлагает русская, русская советская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее...
Русская литература, на которой воспитывались большинство из нас, уникальна и неповторима. Именно во взгляде на смысл человеческого существования. Она сосредотачивает внимание на изображении человеческой личности и нравственно-философской проблематике.
Австрийский писатель Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую из 50 000 книг европейских писателей. О чем они пишут? О чем говорят их герои? О счастье... Все хотят быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского, Толстого, Тургенева, стремится к этому? – Никто. Ни один. Их герои требовательны к другим, но еще больше требовательны к себе, все они ищут правду, справедливость и в этом видят свое счастье и предназначение.
У А.И. Солженицына эта мысль выражена еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от европейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра». Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей.
Уроки литературы, построенные на анализе текста произведения, создают тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из образования.
Самым главным воспитательным моментом на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для на своих уроках я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.
Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы единственным действенным методом воспитания является слово в виде бесед, откровенного разговора, суть которых сводится к разъяснению смысла моральных и нравственных и побуждению следовать им.
На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейском применении. Это развивает стремление к нравственному действию.
Воспитывающие приёмы, используемые мною на уроках, направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог подростка с самим собой, помогающий развивать самооценку, его личностную позицию.
К таким приемам относятся:
· пятиминутки – прологи, где ребятам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение известного писателя, посвящённого проблеме;
· приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами, яркими фактами из жизни известных людей, далеких от литературы, политиков, ученых, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;
· прием проецирования нравственных идей, жизненных ситуаций ситуаций на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию);
· прием использования нестандартных уроков (например, уроки-диспуты, урок- суд, литературная гостиная;
· конечно же, сочинения разных жанров, при написании которых не только развивается письменная речь подростка, но и умение высказать свою точку зрения, свою нравственную позицию.
Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания на уроке, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам, своим внешним видом. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое педагога и учащихся. Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению, к предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность».
Современный урок должен способствовать личностному росту подростка, помогать ощутить себя субъектом деятельности, способным к саморазвитию. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала подростка, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.
Каждый преподаватель, который творчески подходит к своим учебным занятиям, найдет те педагогические приемы и средства, которые помогут ему достучаться до сердца каждого своего воспитанника, помогут в развитии творческого потенциала подростка, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии, и совсем не важно, урок литературы это, биологии или урок спец. дисциплины.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности обучающегося и группы в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленны-ми целями;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на подростка и в плане успеха в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.