Актуальность темы. Современная ситуация социально-экономического развития нашей страны, гуманизация образования предусматривает разработку принципиально новых условий для свободного развития всех резервов физического и духовного становления личности, стимулируя ценностное отношение к своему здоровью, формирование здоровьесберегающего поведения, создание здоровьесберегающей среды, в основе которой лежит здоровый мотивированный образ жизни.
Задача укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста является необходимым условием их разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Забота о здоровье детей актуализирует необходимость поиска средств, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни, поведенческих стратегий здоровьесбережения.
В дошкольный возрастной период формируются поведенческие привычки детей, которые наряду с другими факторами, сказываются на качестве здоровья. Поэтому актуальным становится формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников, включающее установку на здоровый образ жизни, культуру питания, развитие физических, социальных и личностных потенций ребенка, формирование умений и поведенческих особенностей здоровьесбережения с учетом индивидуальных возможностей и способностей дошкольника.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это здоровье. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье ребенка отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий, повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей, овладение навыкам самооздоровления.
Цель этих технологий - сформировать необходимые знания, умения и навыки, воспитать привычку к здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
По Уставу ВОЗ, «Здоровье» - это состояние физического, социального и эмоционального благополучия человека.
Физическое благополучие - самое естественное и близкое большинству людей. Собственно то, что чаще всего под Здоровьем и подразумевают. Это крепкое здоровье и достаточное количество сил, чтобы справляться с повседневными делами. Это способность человека к повседневной физической активности, к полноценной жизни.
Социальное благополучие - это прочные взаимоотношения и любовь в нашей жизни. Наши родные, близкие и их круг общения оказывают на нас сильнейшее воздействие.
Эмоциональное благополучие ребенка – это не только его положительные эмоции, это чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищенности и доверия к миру. Эмоциональное благополучие ребёнка – важное условие его физического и душевного здоровья. Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие: хорошо развитое чувство индивидуальности; умение общаться; умение создавать близкие отношения; умение проявлять активность. Развитию всех этих качеств у ребенка – дошкольника способствует театрализованная деятельность. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном или общественном. Творческая деятельность – это деятельность, не только рождающая нечто новое в материальном или духовном плане, но и совершенствование человеком самого себя. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой.
Игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она занимает в жизни дошкольника особое место. Театрализованные игры используются как часть занятия, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Человек играющий - это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра - это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. Сама игра оказывает терапевтическое действие. Ребенок, в отличие от взрослого, не может изобразить эмоцию, которую не испытывает на самом деле. Поэтому, чтобы показать зрителю благородные чувства своего персонажа, маленький актер сам должен их пережить. Такое переживание действует на его душу самым положительным образом. В театре ребенок попадает в центр внимания и получает похвалу за старания. В жизни большинству детей этого не хватает.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Дети значительно лучше и эмоциональней усваивают материал, если о нем рассказывает не воспитатель, а сказочный герой (петрушка, незнайка и пр.). Они с удовольствием помогают глупому, непонятливому Незнайке найти выход, из какой – либо проблемной, затруднительной ситуации. Одевая костюм, маску сказочного героя, ребенок глубже переживает ситуацию.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может быть использована во всех видах деятельности в детском саду. Участвуя в ней дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, а умело поставленные воспитателем вопросы и проблемные ситуации, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность - универсальна: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе по здоровьесбережению. Это - те же самые сказки-драматизации, только ориентированы на какую-либо проблему. Это - рассказ об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Проживая и переживая вместе с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений, видит пути решения проблемы и частично переносит их в повседневную действительность. Взаимосвязь здоровьесберегающих технологий с театрализованной деятельностью способствует развитию у детей не только художественных способностей, способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, но и физических и психические качеств, закреплению знаний о поведении в той или иной жизненной ситуации, формируют привычку к здоровому образу жизни. Таким образом, усилия работников ДОУ, направленые на оздоровление каждого ребенка-дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей и здоровья, а одним из средств решения обозначенных задач становится использование театрализованной деятельности для воспитания привычки к здоровому образу жизни.
В приложении дан конспект с элементами театрализации «Как стать актером».