Медицинское право как отрасль российского права - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 131
  • Скачиваний: 8

Медицинское право как отрасль российского права

Реалии современной России, позволяют полагать, что  медицинская деятельность должна осуществляться в соответствие с действующим законодательством.

Последнее десятилетие прошлого века было ознаменовано появлением большого массива законодательных актов, направленных на регламентацию общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан и медицинской помощи. Быстро стала формироваться одноименная отрасль                законодательства. На повестку дня остро встал вопрос о новой отрасли российского права - медицинском праве.

Медицинская деятельность по своим проявлениям и особенностям правового воздействия очень многообразна. Ведь медицинские работники занимаются и оказанием лечебно-диагностических услуг населению, для которых характерен один правовой режим, и осуществляют принудительные меры медицинского характера в установленных законом и судом случаях и недобровольную госпитализацию, для которых характерен совершенно иной правовой режим. Кроме того, на медицинском корпусе лежит основная тяжесть по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбе с карантинными и особо опасными инфекциями и многое другое.

Анализ действующего законодательства, которое регулирует данные общественные отношения, позволяет условно выделить следующие крупные блоки.

Первый блок правовых норм регулирует отношения «по горизонтали». Это преимущественно гражданско-правовые отношения со своей сути. Сюда можно отнести оказание медицинских услуг населению, приобретение лекарственных средств гражданами в аптечных учреждениях, охранительные гражданско-правовые отношения, возникающие в случае причинения вреда здоровью или жизни гражданина при оказании ему медицинской помощи.

Второй блок регулирует отношения «по вертикали». Это преимущественно административно-правовые отношения. Они возникают в первую очередь в сфере управленческой деятельности. К ним можно отнести отношения, обусловленные функцией государственного контроля за соблюдением медицинскими организациями и медицинскими работниками предъявляемых к ним и их деятельности требований. Кроме того, в этой плоскости можно рассматривать и правоотношения, возникающие в связи с привлечением указанных лиц к административной ответственности.

Третий блок регулирует «внутренние отношения» хозяйствующего субъекта: порядок учреждения, функционирования, реорганизации, ликвидации, организации труда (гражданско-правовые, административно-правовые, трудовые, служебные и др.).

Четвертый блок регулирует отношения «по диагонали» - в частности, с другими хозяйствующими субъектами, занятыми в данной сфере (конкурентные и другие отношения).

Общественные отношения, составляющие предмет медицинского права в изложенном выше понимании, чрезвычайно разнообразны и неоднородны. Фактически каждый из указанных блоков регулируется не одним, а сразу несколькими комплексными правовыми актами.

В то же время, если внимательно присмотреться к этим блокам, окажется, что, несмотря на их значительный охват (большую территорию), между ними есть общие части (общие границы), которые и позволяют говорить о медицинском праве как о самостоятельном правовом явлении. Границы эти пока весьма подвижны и еще не отграничены четко от ранее сложившихся в историческом плане отраслей российского права. Связано это с тем, что медицинское право как новая отрасль права переживает этап своего становления и развития.

В этом смысле медицинское право не отличается особой уникальностью. Оно развивается в общем русле, характерном и для других новых отраслей права. Так, например, происходило в свое время в истории российского права с трудовым и семейным правом, которые отпочковались от гражданского. В настоящее время идет процесс становления банковского, страхового, налогового и некоторых других отраслей отечественного права.

 

Для медицинского права наиболее значимыми из отмеченных блоков являются горизонтальные и вертикальные правоотношения.

Сердцевиной здравоохранительных правоотношений, как показывает опыт становления и развития медицинского права в Российской Федерации, служат общественные отношения в системе медицинский корпус - пациент по поводу особого блага: жизни и здоровья, а также неразрывно или тесно связанных с ними этих благ и законных интересов граждан и организаций.

Эти отношения и раньше привлекали внимание ученых-юристов и других заинтересованных лиц, но в силу практической неразвитости законодательства, призванного их урегулировать, до последнего времени не получали должного обособления в науке. Ведь в советский период развития законодательства об охране здоровья граждан оно в основном было представлено нормами, носящими явно декларативный характер и содержащими указание на исключительно бесплатный характер медицинской помощи, постоянное расширение сети учреждений для лечения и укрепления здоровья, всемерную заботу о подрастающем поколении. При этом забота об охране здоровья граждан понималась как дело всех государственных органов, а юридическая ответственность сводилась в основном к уголовной ответственности медицинских работников. Основной массив норм и правил в медицине, которые имели практическое значение для участников общественных отношений, был представлен этическими нормами.

Немногочисленные правовые нормы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, в специальной литературе предлагалось в свое время считать и нормами конституционного права, и нормами административного права, и нормами гражданского права.

Ситуация стала стремительно меняться в 90-е годы XX века. Увидел свет ряд законов, регулирующих отдельные отношения в сфере здравоохранения (трансплантология, психиатрия и др.). С принятием части 2 ГК РФ в середине 90-х годов XX века медицинские услуги получили свое окончательное закрепление в качестве сделок гражданско-правового характера. Согласно ч. 2 ст. 779 ГК РФ: «Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг...». Законодатель четко и однозначно решил, что отношения по возмездному оказанию медицинских услуг (а это существенная часть общественных отношений в сфере здравоохранения) являются разновидностью гражданских правоотношений.

 

Об этом свидетельствует теперь и сам характер этих связей. Гражданин при необходимости получения медицинской помощи (услуги) обращается в регистратуру поликлиники или приемный покой больницы, где он информируется об условиях оказания услуг (по полису ОМС или ДМС либо путем непосредственной оплаты услуг), времени приема отдельных специалистов, порядке и правилах работы клиники.

Договор возмездного оказания услуг распространяется на большинство отношений по медицинскому обслуживанию. Однако существуют жизненные обстоятельства, когда гражданин не может выразить свою волю в какой-либо форме вследствие внезапного заболевания или травмы (бессознательное состояние, шок). В этом случае обязанность по оказанию экстренной медицинской помощи носит публичный характер и возникает в силу императивных требований закона. Если пациент пришел в сознание, все дальнейшие отношения по поводу здоровья гражданина, проведения медицинских манипуляций складываются в соответствии с его волеизъявлением.

Иногда медицинская помощь оказывается независимо или помимо воли лица, что является проявлением публичных начал в правовом регулировании исследуемой группы общественных отношений (защита интересов общества и государства). Ясно, что в этих условиях о равенстве сторон и заключении ими договора речи быть не может.

О

Следовательно, имеющегося правового инструментария ранее сложившихся отраслей права и так или иначе корреспондирующих им норм законодательства, как правило, оказывается недостаточно для адекватного правового регулирования многообразных отношений в сфере охраны общественного здоровья, в здравоохранении и медицинской помощи.

Например, еще в советский период развития гражданского права шел спор по вопросу о включении или невключении в предмет гражданского права личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными (жизнь и здоровье). Были разработаны 3 концепции (позитивная, негативная и радикальная), которые для нас представляют интерес с позиций развития представлений о правовом регулировании общественных отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан.

Согласно позитивной концепции личные права не только охраняются (с чем никто не спорит), но и регулируются гражданским правом. Обосновывается данная концепция следующими тезисами: равной значимостью имущественных и неимущественных отношений в структуре предмета гражданско-правового регулирования и возможностью применения к ним метода гражданско-правового регулирования, характеризующегося равенством сторон, диспозитивностью, применением специфических (гражданско-правовых) способов защиты прав, исковом порядке защиты.

Однако в высказанных аргументах фактически снимается сама проблема определения предмета отрасли права, кроме того, современные отрасли права в принципе лишены своего уникального и неповторимого метода правового регулирования, на чем мы остановимся позднее.

Немаловажным представляется и тот факт, что некоторые из личных неимущественных прав могут быть прямо ограничены законом. Например, требования к внешнему облику могут определяться законодательством, регулирующим трудовые (служебные) отношения с отдельными категориями работников (государственных, муниципальных служащих). В отдельных случаях, когда внешний облик человека оскорбляет общественную нравственность и свидетельствует наряду с его действиями о явном неуважении к обществу, возможно привлечение не только к гражданско-правовой, но также к административной и даже уголовной ответственности.

 

Согласно негативной концепции, основной задачей гражданского права является регулирование имущественных отношений. Из личных отношений гражданское право способно регулировать только такие, которые «сходны» с имущественными, «порождены» ими.

Предметом современного гражданского права, по мнению ряда ученых-цивилистов, должны стать экономическая деятельность, сделки, гражданский оборот. Личные же неимущественные отношения, не связанные с имущественными (жизнь, здоровье, честь и некоторые другие), ни при каких условиях не становятся товаром, объектом купли продажи, на что обращается особое внимание.

Согласно радикальной концепции отношения по поводу благ, неотделимых от личности, образуют самостоятельный предмет правового регулирования. Эти отношения автономны, обособлены. Для их защиты используется целый арсенал способов защиты, в том числе и гражданско-правовые. Однако в связи с малым удельным весом они не получили закрепления в самостоятельной отрасли права.

Удельный вес норм, направленных на урегулирование общественных отношений, по поводу исследуемых благ в связи с достижениями медицины и биологии в последние десятилетия вырос в несколько раз, что позволяет на основе последних двух концепций говорить об их самостоятельности и тенденции к обособлению.

Таким образом, в качестве самостоятельного фактора, значимого для развития медицинского права, можно отметить появление и обособление особого объекта правового регулирования -  комплекс личных неимущественных благ (в первую очередь - жизнь и здоровье), которые должны быть в перспективе системно урегулированы. Ранее эти блага лишь охранялись правом.

Сегодня требуют решения правовые проблемы, связанные с процессом умирания и смерти в связи с достижениями науки и техники, оборота органов и тканей человека и животных, репродуктивных, генетических технологий и т.д., отношением общества и государства к отдельным категориям больных и болезням в целом и др. Многие из них не были предметом внимания отраслевых юридических наук в России вообще.

 

Кроме того, необходимо отметить, что целый ряд понятий и правовых категорий, имеющихся уже в настоящее время в специальных законодательных актах о здравоохранении, не содержится и не используется ни гражданским, ни административным правом (например, система здравоохранения, пациент, врач, медицинское вмешательство, медико-социальная помощь, социально-значимые заболевания и др.), что также свидетельствует об обособлении исследуемых нами правовых норм.

Итак, что же следует понимать под медицинским правом как совокупностью норм, регулирующих определенную обособленную группу общественных отношений? По этому поводу специалистами было высказано довольно много мнений, в том числе диаметрально противоположных.

Не вызывает никакого сомнения следующий тезис: в настоящее время в Российской Федерации фундаментально и окончательно утвердилась новая отрасль права - медицинское право.

Относиться к медицинскому праву можно по-разному: и как к самостоятельной отрасли права, и как к комплексной отрасли права, и как к отрасли законодательства, а не отрасли права. Для нас важно выделение и признание самостоятельности его предмета. Кроме того, налицо объективные основания обособления медицинского права, активной специализации норм, регулирующих отношения по поводу охраны здоровья граждан, медицинской деятельности.

Процесс специализации, следовательно, выделения и обособления медицинского права в системе отраслей права является результатом развития и дальнейшего усложнения общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан, а его истоки кроются в разделении труда, разграничении компетенции властных структур, усложнении социальных связей в системе «личность - общество - государство», а также в способности различных функциональных систем (в том числе правовых) к самоорганизации.

 

Цель специализации и выделения отрасли права - наиболее полно, с учетом специфики отношений охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере и отразить их качественное состояние.

Медицинское право - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения.

Медицинское право выделяется в самостоятельную отрасль права по следующим основаниям:

1) наличие общественной потребности и государственного интереса в самостоятельном правовом регулировании такой социально и политически значимой и важной для каждого человека, общества и государства сферы, как охрана общественного здоровья, здравоохранение, медицинская помощь;

2) наличие самостоятельного предмета правового регулирования;

3) потребность в особом сочетании методов правового регулирования;

4) наличие и (или) потребность в специальных источниках права;

5) наличие специфических понятий и категорий, присущих только данной отрасли права.

Предметом отрасли права, в том числе и медицинского, является определенная группа общественных отношений, регулируемая соответствующими нормами прав. С учетом новизны рассматриваемой дисциплины, ее динамичного развития можно сформулировать рабочий вариант предмета формирующейся отрасли.

Предмет медицинского права - это комплекс общественных отношений, возникающих при осуществлении лечебно-профилактической, санитарно-гигиенической и иной здравоохранительной и медицинской деятельности, а также совокупность нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус участников этих отношений.

 

Естественно, что с изменением содержания общественных отношений по поводу медицины и здравоохранения будут происходить дальнейшие изменения в предмете и задачах медицинского права.

Традиционно при изучении той или иной отрасли права в границах учебной дисциплины принято освещать не только предмет соответствующей отрасли права, но и ее метод (методы).

Метод правового регулирования - это способ воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

Чаще всего в научной и учебной литературе выделяют два основных метода правового регулирования - императивный и диспозитивный. Их также связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей, или двумя правовыми режимами - публичным и частным.

Императивный метод - это метод властных предписаний, он характерен прежде всего для отношений субординации, власти и подчинения. Применительно к медицинской деятельности - это правоотношения по поводу выполнения медицинскими организациями властных предписаний, направленных на обеспечение качества, недопущение некомпетентных лиц к занятию медицинской практикой и др.

Государственное управление как разновидность публичной деятельности характеризуется определенным набором средств и методов воздействия на управляемый объект и осуществляется управомоченными субъектами (компетентными органами) в рамках или границах, определенных законом.

Диспозитивный метод предполагает юридическое равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской деятельности - это в первую очередь правоотношения, возникающие между равными субъектами по поводу оказания медицинских услуг.

 

Медицинское право активно использует эти методы правового регулирования. Это и понятно, так как посредством применения различных методов правового регулирования право проявляет (осуществляет) свою социально-политическую роль регулятора общественных отношений. Например, заключение договора возмездного оказания медицинских услуг не предполагает какого-либо вмешательства государства. Равные и независимые друг от друга контрагенты действуют в своем интересе. Однако в случае, если сторона, для которой в соответствии с законом заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (ч. 4 ст. 443 ГК РФ). Кроме того, такие деяния исполнителя могут быть обжалованы заинтересованным лицом в административном порядке.

Изучение медицинского права как отрасли российского права невозможно без указания его задач, функций и принципов.

Медицинское право в целом призвано эффективно и непротиворечиво регулировать наиболее важные и значимые общественные отношения в сфере охраны общественного здоровья населения, вопросах здравоохранения и медицинской помощи.

Достижение основной цели медицинского права обеспечивается путем решения ряда конкретных задач, среди которых можно выделить:

1) создание надлежащих правовых предпосылок для эффективного функционирования здравоохранения, реализации возложенных на систему здравоохранения задач;

2) обеспечение научно обоснованной организации и управления системой здравоохранения в России;

3) правовое обеспечение реформирования здравоохранения РФ;

4) установление четких прав и обязанностей, юридической ответственности субъектов медицинского права;

 

5) обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, создание гарантий при реализации принадлежащих им прав и свобод в сфере охраны общественного здоровья, здравоохранения и медицинской помощи;

6) обеспечение действия правовых принципов и режима законности при осуществлении всех видов медицинской деятельности;

7) разработка оптимальных правовых режимов для отдельных видов и направлений медицинской деятельности;

8) обеспечение стабильности общественных отношений в сфере охраны общественного здоровья, здравоохранения и медицинской помощи.

Задачи медицинского права реализуются посредством проведения государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений, которая осуществляется в виде правотворчества (принятие соответствующих нормативных актов) и правоприменения.

Иными словами, отдельные задачи отрасли права непосредственно исполняются не только медицинскими организациями и медицинскими работниками, но и органами исполнительной власти, судами и др.

Под функциями медицинского права понимают основные направления правового воздействия на рассматриваемые общественные отношения. Функции медицинского права отражают природу и роль общественных отношений, возникающих в сфере здравоохранения.

Обычно выделяют две основные функции любой отрасли права. Они же, наполняясь отраслевой спецификой, будут характерны и для медицинского права.

Регулятивная функция медицинского права выражается в воздействии на общественные отношения посредством установления прав, обязанностей, запретов, ограничений, полномочий и компетенции субъектов здравоохранительных правоотношений. Эта функция проявляется не только в сфере установления материально-правовых отношений, но и в области процессуального регулирования отдельных отношений в здравоохранении, а также отдельных видов медицинской деятельности.

 

Например, правовыми нормами устанавливаются понятие и категории (виды) врачебных и иных медицинских должностей, их обязанности, порядок допуска к занятию отдельными видами медицинской деятельности.

Охранительная функция проявляется в воздействии медицинского права на субъектов общественных отношений, побуждая их соблюдать установленные правовые нормы.

При реализации охранительной функции может быть использовано государственное принуждение (гражданско-правовое, административное, уголовное, дисциплинарное), применены меры юридической ответственности, санкции и т.д. Например, требование совершения любым медицинским работником необходимых в конкретных условиях профессионально обоснованных действий, направленных на спасение жизни, облегчение больному страданий, подкрепляется обеспеченной государством возможностью привлечения правонарушителя к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному».

Рассмотрение медицинского права как отрасли права предполагает и анализ его принципов. В теории права под принципами права обычно понимают основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права.

Такие начала присущи как праву в целом, так и отдельным отраслям, институтам. Правовые принципы отражают существо содержания, социальную направленность и особенности правового регулирования. Они позволяют лучше понимать смысл правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, правильно понимать и применять конкретные правовые нормы в правоприменительной практике.

Принципы права также учитываются и при обнаружении пробелов в законодательстве. Это обстоятельство имеет особенно важное значение, так как по преимуществу дозволительный характер правового регулирования многих общественных отношений (исключая публичную сферу) предполагает возможность появления таких из них, которые прямо не урегулированы правовыми нормами. Их оформление, оценка и разрешение конфликтных ситуаций при отсутствии конкретной нормы или норм происходит на основе общих принципов медицинского права.

 

Принципы - это объективные свойства права, которые коренятся в его содержании. Принципы права оказывают как прямое воздействие на общественные отношения, подлежащие урегулированию, так и               опосредованное, когда определяют применение конкретных норм, дополняя содержание их гипотез.

Вместе с тем и сами принципы играют роль ориентиров в формировании и поступательном развитии права. Так, определенная правовая идея, пройдя тернистый путь развития, может трансформироваться в правовой принцип, а он, в свою очередь, - претвориться в норму права, регулирующую определенную группу отношений. Принципы права нередко получают прямое закрепление в нормах действующего законодательства. После такого закрепления они становятся нормами принципами.

Основными принципами медицинского права, получившими законодательное закрепление (нормы-принципы), являются следующие:

1) соблюдение прав человека в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий и учреждений, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Вместе с тем есть принципы, не получающие прямого закрепления в определенных нормах. Тогда формулировка правового принципа «растворяется» во множестве норм. В таких случаях речь идет о принципах, «выводимых» из отдельных норм или их совокупности. К таким принципам можно отнести принцип равенства сторон в отношениях по возмездному оказанию медицинских услуг, автономии воли участников здравоохранительных отношений (исключая случаи, когда автономия воли сторон ограничена федеральным законом), конфиденциальности и некоторые другие.

 

В теории права также принято делить принципы права на общеправовые, межотраслевые, отраслевые, а также свойственные отдельным правовым институтам. Общеправовые принципы распространяются на всю систему права. К ним относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности, единства юридических прав и обязанностей.

Межотраслевые правовые принципы свойственны двум блокам правового регулирования: частному и публичному. К ним можно отнести принцип диспозитивности (возможность распоряжаться средствами защиты), автономии воли и др. Так, принцип автономии воли пациента является отраслевым принципом: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина».

В свою очередь, он является специальным по отношению к принципу автономии воли, характерному для гражданского права и получившему законодательное закрепление в ГК РФ (ч. 1 ст. 1): «Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела...» И далее (в соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ): «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.»

Однако использование одного состава принципов различными отраслями права еще не означает, что содержание каждого принципа, их проявление в конкретной отрасли права идентично. В каждой группе общественных отношений они определенным образом преобразуются, получают свою индивидуализацию, характерную для этой группы общественных отношений.

 

Межотраслевые принципы распространяются (как и общеправовые) на широкий круг общественных отношений. В каждой отдельной группе общественных отношений и отрасли права или группе отраслей межотраслевые принципы получают свое развитие и приобретают определенную специфику.

Отраслевые принципы права распространяют свое действие на конкретные отрасли права - гражданское, административное, трудовое и др. Некоторые отраслевые принципы медицинского права, за исключением уже прямо закрепленных в действующем законодательстве, еще предстоит выявить и сформулировать самой развивающейся науке.

К отраслевым принципам медицинского права в настоящее время можно отнести, например, принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан при оказании медицинской помощи, согласно которому медицинская помощь осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на жизнь и здоровье. По общему правилу, медицинская помощь оказывается в инициативном порядке, по воле заинтересованного лица, но в случае наличия у гражданина отдельных заболеваний (определенных федеральным законом) и при отсутствии его воли (уклонении от лечения) - независимо от его воли с целью обеспечения здоровья или жизни населения в целом.

Анализ действующего законодательства позволяет в качестве одного из принципов медицинского права назвать принцип возмездности медицинской помощи.

Финансирование здравоохранения осуществляется за счет бюджетов различных уровней, средств медицинского страхования (ОМС и ДМС), иных источников (непосредственной оплаты услуг пациентами, кредитов банков на медицинскую помощь, благотворительной помощи и др.).

Средства медицинского страхования (обязательного и добровольного) являются основными источниками финансовых средств для современной системы здравоохранения.

 

Бюджетное финансирование направлено на обеспечение гарантий доступности отдельных видов медицинской помощи, выполнение социально значимых целевых программ, эффективную реализацию «особых» функций системы здравоохранения в целом (санитарно-эпидемиологическое благополучие, принудительное лечение отдельных категорий граждан и др.) специализированными учреждениями и организациями.

Средства отдельных граждан и организаций - не основной, но весьма привлекательный источник финансов для медицины. Его значение довольно высоко в определенных секторах медицины (в стоматологии, косметологии, семейной медицине) и незначительно в оказании стационарной помощи населению.

Следующим отраслевым принципом должен стать принцип разграничения норм здравоохранительного законодательства и норм гражданского, административного и некоторых других отраслей отечественного законодательства.

Суть этого разграничения состоит в том, что иные отрасли законодательства могут устанавливать лишь наиболее общие нормы регулирования здравоохранительных отношений, а собственно законодательство об охране общественного здоровья, здравоохранении и медицинской помощи устанавливает специальные нормы регулирования таких отношений. Поэтому в случаях, когда имеются общая и специальная нормы, по-разному регулирующие здравоохранительные отношения, должна применяться специальная, а не общая норма.

Действие этого принципа особо значимо в условиях постоянно обновляющегося законодательства, когда высок риск принятия противоречивых норм, а также в условиях правовых лакун, когда значимые для должного обеспечения прав и интересов участников здравоохранительных правоотношений нормы отсутствуют.

Отметим, что в силу отсутствия в настоящее время единого кодифицированного акта действие этого принципа на практике затруднено.

 

Принципы правовых институтов. Известно, что в рамках отрасли права образуются обособленные правовые институты, регулирующие определенную разновидность общественных отношений. Например, в гражданском праве обособляется институт возмещения вреда.

В медицинском праве обособляется целый ряд правовых институтов (институт принудительных мер медицинского характера, институт медицинских экспертиз, институт прав пациента и др.), для которых также могут быть характерны свои принципы.

Так, при реализации принудительных мер медицинского характера не будут действовать либо будут существенно ограничены принципы автономии воли, конфиденциальности и др. В то же время на 1-е место при проведении таких мер выдвигается принцип безусловности и обязательности реализации возложенных судом на медицинскую организацию (медицинских работников) обязанностей.

Понятие медицинского права многозначно. Прежде всего этим термином мы обозначаем соответствующую отрасль права, т.е. совокупность правовых норм (право в объективном смысле), регулирующих общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, в здравоохранении. В этом аспекте медицинское право рассматривается как одна из формирующихся составных частей правовой системы России.

От медицинского права как системы норм следует отличать понятие законодательства о здравоохранении, которое нередко смешивается или отождествляется с медицинским правом. Законодательство, его нормы являются лишь одним из атрибутов отрасли права, по своему содержанию законодательство гораздо уже, чем одноименная отрасль права.

Вместе с тем исследование проблемы системы медицинского права и системы законодательства о здравоохранении имеет немаловажное значение, как для самой отрасли медицинского права, так и для сис- темы права в целом. Без построения системы права нельзя правильно сформировать и четкую систему отраслевого законодательства.

 

Система отрасли права складывается в результате опосредования нормами права фактически существующих здравоохранительных отношений. Значит, исследуемая система обусловлена характером, спецификой и взаимными связями тех общественных отношений, которые складываются в реальной жизни.

Предметом науки медицинского права являются действующее законодательство и практика его применения, история и опыт развития, а также практика применения законодательства о здравоохранении и медицинской помощи в зарубежных странах.

Наука медицинского права призвана изучать и совершенствовать понятие одноименной отрасли права, его место в правовой системе России и иностранных государств, систему и содержание институтов и отдельных норм медицинского права, их роль в складывающихся общественных отношениях, эффективность правоприменения.

Для достижения этих целей и реализации поставленных задач в науке медицинского права могут использоваться как общенаучные, так и частные методы познания. Выработанные наукой медицинского права понятия, положения и выводы должны стать теоретической базой для создания новых правовых норм, регулирующих одноименные правоотношения, т.е. для правотворчества, а сам этот процесс также становится предметом изучения одноименной науки.

Таким образом, наука медицинского права представляет собой систематизированную совокупность знаний о правовом регулировании общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан, здраво- охранения и тесно связанных с ним иных сфер общественного бытия, определяющих здоровье граждан (населения): свойствах и закономерностях его функционирования и развития; способах достижения его эффективности; средствах и приемах получения знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования медицинского права и законодательства о здравоохранении (см. «Введение»).

 

Медицинское право как наука есть совокупность правовых знаний, накапливаемых в результате научных исследований и обобщения медицинской и правоприменительной (в первую очередь судебно-следственной и экспертной)

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: