Электронные образовательные ресурсы в изучении обществознания в 10 классе - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 97
  • Скачиваний: 10

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1.1  Современные подходы к структурной организации УМК и перспективы его развития

В числе ведущих характеристик современного российского образования, от которых зависит его развитие, является его качество, как результат и как процесс образования, потому что оно связано с решением целого ряда задач, направленных на подготовкучеловека к жизни в быстро меняющемся мире.

Проблема качества образования является одной из центральных в современной образовательной политике и науке. Большое значение для выполнения данной задачи имеет учебно-методический комплекс (УМК).

Ученые еще с 1970 года поставили в педагогике проблему построения

единого документа для объединения содержания образования, таким документом называли учебный план. Впоследствии лет документ совершенствовали, появлялись новые документы в дополнение к учебному плану и к 2005 году появляется новый документ – «учебно-методический комплекс». Но для определения этого понятия вернемся к истокам и для начала рассмотрим понятие «учебный план». Так В.В. Краевский пишет, что «учебный план – важнейший документ, определяющий содержания образования, который устанавливает состав учебных предметов, и в связи с этим структуру учебного года». Именно В.В. Краевский затронул вопрос о дискуссии представления учебного плана как комплекса или проекта, в котором знания из различных наук группируются вокруг какого-нибудь практического дела или области исследования.

Л. Сохащик и Т. Фридман видят в УМК «создателя» необходимых условий, в которых обучающий и обучающиеся могли бы свободно развиваться и дает следующее определение: УМК – это комплекс средств обучения позволяющий преподавателю в рамках своего учебного курса комфортно, квалифицированно вести занятия . По мнению Б.В. Пальчевского, УМК – это набор структурных элементов, которые отличаются от стандартных учебных пособий углубленным содержанием дидактических и методических компонентов, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности.

Так же выделяют достоинства использования УМК:

–     практическая направленность использования;

–     полное комплексное обеспечение учебного процесса;

–     экономия времени учителя;

– создание условий для применения новых педагогических технологий на уроках.

Для того чтобы УМК стал важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм, необходимо выявить систему идей, которые послужат ориентирами в определении его структуры и содержания. Данные идеи можно почерпнуть из различных подходов к образованию в современной отечественной педагогике.

Рассмотрев наиболее актуальные и разработанные подходы к образованию (знаниевый, деятельностный, компетентностный и личностно- ориентированный) и сопоставив их в педагогическом плане с рядом позиций, характеризующих качество образования (степень соответствия образовательной системы установленным требованиям к качеству предоставляемых учебным заведением образовательных услуг, результативность образовательного процесса, отвечающая запросам социальных заказчиков не только в плане усвоения учащимися определенного объема знаний, но и развития его личностных качеств, познавательных и творческих способностей и др.), мы выделили заложенные в них стратегические идеи.

     К ним можно отнести следующие:

– обучающие процедуры должны позволять надежно воспроизводить и применять материал в разнообразных ситуациях деятельности, осваивать знаниевый компонент содержания образования;

– возможность выбора действий, творческого использования приобретенных знаний в меняющихся условиях учебной деятельности, практикоориентированности образования;

– усиление практического аспекта обучения учеников за счет открытости и свободы выбора действий;

– построения индивидуализированного для каждого в отдельности обучения с составлением собственного образовательного маршрута;

– интеграция знаний по дисциплинам.

       УМК можно структурировать по четырем наиболее распространенным комплектам: учебный, учебно-практический, учебно-методический и контрольный. Каждый из них включает в себя комплект блочного распределения материала. Каждый из сегментов УМК может иметь инвариантный и вариативные разделы. Инвариантный раздел обязателен для использования в обучении и отражает минимальное содержание стандарта по предмету, обеспечивая формирование требований к ученику. Вариативные разделы делятся на обязательный по выбору учителя (некоторый обязательный набор задач, заданий, лабораторных или практических работ). Второй раздел представляет спектр разнообразных материалов, дополняющих или расширяющих возможности учителя и ученика в обучении по предмету с помощью всех имеющихся на сегодня средств обучения.

В настоящее время повсеместно осуществляется переход к реализации ФГОС общего и среднего образования. Новый стандарт значительно изменил и цели обществоведческого образования, и требования к его усвоению. В новом стандарте усилена цель практической направленности обучения. Сформулированы компетенции, которых должен достичь выпускник школы в различных сферах общественной жизни: в семейно-бытовой жизни, в трудовой деятельности, в сфере гражданско- социальной деятельности и в межличностных отношениях, в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, в сфере массовой коммуникации. Данные компетенции являются важнейшей частью общегражданской культуры, к которой приобщается учащийся в процессе обществоведческого образования.

В связи с этим УМК по обществознанию должен динамично реагировать на данные изменения и включать новые средства в процесс образования, посколькусовременные задачи образования нельзя только учебниками, пусть даже и компьютерными; обеспечить их выполнение могут перспективные электронные учебно-методические комплексы (УМК).              

 Сегодня вся информация (знако-символьная, графическая, фото, видео, аудио) представляется в цифровом виде, которая посредством персонального компьютера записывается и считывается с электронных, магнитных, оптических носителей. Поэтому внимание новаторов, в первую очередь, направлено на выработку рекомендаций по улучшению, а иногда и полной переработке традиционных учебников, разработке компьютеризированных

учебно-методических комплексов (УМК).

     УМК способны кардинально изменить форму и содержание учебного процесса с использованием электронных учебных материалов. Они модифицируют, в первую очередь, традиционную классно-урочную систему преподавания, т. е. дают возможность применения инновационных форм, способствующих индивидуализации обучения в рамках традиционной системы.

    Р.М. Чудинский формулирует следующие характеристики современных УМК:

1. УМК интегрируют текст, графические иллюстрации, фото, видеоролики, анимации, аудиокомментарии при высоком уровне интерактивности и обратной связи с обучающимся. Текстовый компонент УМК должен быть минимизирован с учетом образного представления информации.

2. УМК опираются на современные требования к выпускнику и предполагают активное использование современных педагогических технологий, построенных на деятельностных формах обучения, широком педагогически оправданном применении современных информационных и коммуникационных технологий.

3. Современные УМК должны представлять проблемы, явления или жизненные ситуации межпредметного характера, вызывающие интерес у обучающихся, соответствующие их познавательным запросам и возможностям. В УМК должны быть представлены различные точки зрения на рассматриваемый вопрос или тему. Объем представленного в УМК материала должен быть таким, чтобы большая часть информационных запросов, обучающихся нашла в нем свое воплощение. При работе с УМК обучающиеся должны научиться анализировать информацию и формировать собственную точку зрения, а не слепо верить любому источнику информации.

4. УМК должны предоставлять возможности для организации педагогом и самоорганизации обучающимися исследовательской деятельности в рамках очерченной проблемы (или темы). Это относится не только к предметам естественнонаучного цикла, но и к предметам гуманитарной направленности.

5. УМК должны содержать в достаточной степени избыточный материал для проведения занятий, чтобы как преподаватель, так и обучающийся могли выбрать индивидуальную траекторию изучения конкретной темы. Индивидуализируя обучение, УМК поднимают его качество, а поэтому должны быть доступны каждому обучающемуся и педагогу.

6. УМК должны содержать различные элементы мотивации обучающихся, используя, в т. ч., принципы соревнования.

7. УМК должны обеспечивать реализацию различных педагогических технологий, в т. ч. сетевых, направленных на организацию как групповой, так и индивидуальной самостоятельной учебной деятельности обучающихся; предусматривать дополнительное использование различных внешних источников информации и средств обучения с целью приобретения опыта деятельности с различными источниками информации.

8. УМК должны быть едиными для всех форм обучения и организации занятий, поскольку требования ФГОС едины и не зависят от форм обучения.

    Таким образом, современный учебно-методический комплекс по конкретной дисциплине должен полностью обеспечивать все этапы дидактического цикла ее изучения. УМК в современном понимании - это комфортная, доступная информационная среда проведения учебных и внеучебных проектов, которая сочетает теоретические и практические исследования и полностью обеспечивает учебной информацией изучение каждой конкретной дисциплины. Информация в данной среде хорошо обрабатывается, тиражируется, распространяется, представляется и воспринимается.

1.2. Место и роль электронных образовательных ресурсов в организации процесса обучения

Одним из важныхкритериев современной образовательной системы является создание условий для перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий за счёт формирования компетентностной информационно-коммуникативной образовательной среды.Использование Интернет-ресурсов на уроках в настоящее время становится одним из способов повышения качества преподавания. Современный учитель сегодня должен иметь возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет не только при подготовке к уроку, но и непосредственно на уроке, адресовать к образовательным ресурсам учащихся во время выполнения домашнего задания. 

Основным результатом деятельности образовательного учреждениядолжна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а наборключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Ключевыми образовательными компетенциями являются:

1. Ценностно-смысловая компетенция.

2. Общекультурная компетенция.

3. Учебно-познавательная компетенция

4. Информационная компетенция.

5. Коммуникативная компетенция.

6. Социально-трудовая компетенция

7. Компетенция личностного самосовершенствования

Для реализации данных компетенций необходимо видоизменить структурные компоненты организации учебного пространства. Согласно Положению Стандарта среднего общего образования необходимо руководствоваться системно-деятельностным подходом при организации образовательного процесса, что в свою очередь должно отвечать основным требованиям:

  • формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Ученику, живущему в информационной среде, неинтересны традиционные уроки с устаревшими технологиями. Развитие различных компетентностей учеников – это творчество, в ходе которого они должны ощущать себяне только объектом образовательного процесса, но и его субъектом, применяя свои знания и умения и получая новые.

Подача ученикам теоретического материала с использованием учебных

электронных пособий обладает рядом особенностей:

– учащиеся выросли на телевизионных передачах и компьютерных

играх и приучены воспринимать зрительные образы;

– материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями, вызывает

больший интерес и лучше усваивается;

– учитель начинает говорить на языке, понятном каждому ученику и

учит его формулировать свои мысли кратко и четко;

– разработка таких материалов развивает логическое мышление;

– учит отделять главное от второстепенного;

– структурировать информацию;

– такие навыки очень полезны именно сегодня, в эпоху информационного бума;

– позволяет многократно использовать и тиражировать в разных

формах подготовленные материалы;

– делает учебные материалы доступными учащимся в любой момент

и, возможно, из любого места, т.е. делает материалы мобильными.

  Электронное обучение имеет длительную историю своего становления. Как термин электронное обучение произошло от  английского слова «e‐learning» как сокращение от «electroniclearning» (с англ. – «электронное обучение»), и по разным данным было использовано впервые в промежутке между 1997 и 1999 годами в США. Его введение приписывается таким специалистам, как Эллиот Мэйси и Джей Кросс. Для англоязычного «learning» авторы словаря Н. В. Федорова и В. П. Лапчинская предлагают следующее толкование:

1) Учение,учебная деятельность. Изменения в поведении индивида в результате организации определенным образом своей деятельности, атакже изменения в знаниях, умениях и отношениях.

2) Научение. Результат приобретенияиндивидуального опыта, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

    Современное электронное обучение (e-Leaning) включает on-line-обучение (обучение с помощью Интернета), off-line-обучение (обучение за пределами

«линии», с помощью других электронных носителей информации, например, мультимедийных CD, DVD, MP3), m-Leaning (мобильное обучение, обучение «вдвижении» с помощью мобильных телефонов, смартфонов, имеющих, помимо всего прочего, возможности выхода в Интернет.

    Употребление термина электронное обучение как синонима понятия             e-learning восходит к ГОСТ Р 52653-2006 (Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения). В данном документе электронное обучение определяется как обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий и прямо отождествляется с e-learning. Венцом этой тенденции стало определение, включенное в текст Статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Это определение, введенное в 2012 г., по сути, является расширением трактовки по упомянутому выше ГОСТ.

    Таким образом, мы можем сказать, что электронное обучение – это всякая деятельность учения и преподавания, все процессы обучения, подготовки или консультирования, а также формирования и развития опыта и компетенций, разворачивающиеся в какой-либо электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

    Как и любая образовательная деятельность работа с электронными ресурсами должна быть методически грамотно оформлена. Как утверждает кандидат исторических наук Гусева Ольга Васильевнаприменяя ресурсы сети Интернет на уроках обществознания необходимо педагогу следовать следующим критериям:

  • педагогическая целесообразность;
  • качественное содержание ресурса;
  • продуманная методика использования ресурса.

При четкой организации урока достигается большой эффект, успешно решаются задачи общепедагогического и методического содержания, сохраняется дифференцированый подход в освоении материала, в заданиях для актуализации знаний.

В отличие от образовательных ресурсов в целом, электронные образовательные ресурсы (ЭОР) можно определить, как средство, к которому обращаются с цельюполучения образования, как ресурс, содержащий информацию образовательного характера.ЭОР – это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет.

   По сложности исполнения ЭОР можно разделить на четыре основных типа:

  • Простые ЭОР (текстографические): отличаются от книг в основном

формой предъявления текстов и иллюстраций. Материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Данный типЭОР легко распечатать, превратив в традиционную форму учебного материала;

  • Гипертекстовые ЭОР: существенным отличием данного типа является наличие ссылок на логически связанный текст или фрагменты текста. В ЭОР этого типа термины или иные важные понятия и факты могут являться ссылками, после перехода к которым можно получить информацию;
  • Видео или звуковые ЭОР: представляют собой аудио/видео продукт, воспроизводимый на бытовом CD-плеере или любом другом устройстве
  • Мультимедиа ЭОР: электронные продукты, реализующие возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера текста, рисунков, анимации, видеофрагментов.

    Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого обучаемого и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого обучаемого в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

     Сегодня педагог должен решать следующие задачи: научить обучающегося

таким технологиям познавательной деятельности, которые помогли бы, осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, аглавное качественно обрабатывать получаемую им информацию;применятьеёна практике при решении различных видов задач, почувствовать личнуюответственность и причастность к процессу обучения; готовить себя кдальнейшей практической работе и продолжению образования. В связи с этим актуальным будет являться применение в образовательной деятельности электронных средств обучения (ЭСО). Применение ЭСО должно определяться содержанием темы, материаламипредыдущих и последующих уроков.

Традиционно к электронным средствам обучения относятся:

- электронные учебники, представляют собой мультимедийное издание,записанное на компакт-диске, структура которого представляет собой«ветвящиеся файлы-страницы», снабженные гиперссылками.Электронный учебник затрагивает все каналы восприятия окружающего

мира. Наглядность (видеоинформация, статичные иллюстрации, анимационныемодели и схемы) позволяет получить достаточное представление о процессах, которые сложно понять по описанию. Видеоматериалы позволяют изменятьмасштаб объекта (съемки микро- и макромира), изменять течение времени(ускоренная, замедленная, выборочная съемка).

- электронные учебные пособия являются вспомогательнымиучебными средствами. К нимотносятся: репетиторы, тренажёры, обучающие, игровые и предметныеколлекции, справочники, словари, практические и лабораторные задания.В традиционную структуру урока проще всего встраиваются

демонстрационные материалы: плакаты-иллюстрации, интерактивные рисунки, презентации, видеоролики.

- образовательные сайты Интернетасоздаются, в основном, для дистанционного (заочного) обучениячерез сеть Интернет.Уместное использованияобразовательных сайтов в учебном процессе позволяет повысить качествообучения, донести до ученика нужное знание, простимулироватьсамостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал.

- электронные книги представляют собой компьютерный аналог обычного

бумажного издания той или иной книги. Электронные книги полезны тогда,

когда нет соответствующих печатных изданий или их трудно достать.

Наибольшее число электронных книг появляется по редким изданиям, которыене доступны широкому кругу читателей.

    Развитие информационного образовательного пространства России требует создания разных информационных ресурсов, включая сетевые. Особенность сетевых образовательных ресурсов в том, что они могут иметь разные масштабы и функции. Сетевые образовательные ресурсы в аспекте управления можно подразделять на стратегические, тактические и оперативные.

    Образовательный портал – веб-сайт, на котором в систематизированной форме сконцентрированы сведения о сетевых ресурсах по одной из образовательных дисциплин, обращение к которым может быть полезным в целях совершенствования и накопления знаний. Образовательные порталы объединены единой программно-аппаратной структурой – порталом «Российское образование» (www.edu.ru), являющимся центральным образовательным порталом.

    Тактический уровень сетевых образовательных ресурсов включает ресурсы учебного заведения. Он определяется типом и конфигурацией локальных и корпоративных сетей данного учебного заведения. Как правило, он опирается на локальные сети и компьютерные классы.

      Все три вида ресурсов образуют портально-сетевые комплексы. Под портально-сетевыми комплексами понимается совокупность функционирующих совместно многоуровневых распределенных хранилищ информации портального, библиотечного и других типов, и связывающих их и многочисленных конечных пользователей сетей. В таких комплексах размещают множество файлов. При этом наряду с актуальной информацией, на них имеется немало устаревших информационных ресурсов.

     При этом надо выделить три типа сетевых ресурсов, с которыми работают

пользователи: первичные, вторичные и метаресурсы, или метаописания. Первичные информационные ресурсы – ресурсы, размещенные на самом портале, находящиеся в прямой доступности. Вторичные информационные ресурсы – это описания (например, уровень образования, тип материала, предмет, аннотация или ключевые слова) и адреса ресурсов, не расположенных на текущем портале, а доступных через Интернет на других порталах, сайтах по гиперссылкам.

       Таким образом, в настоящее время в системе образования важное значение играет применение современных информационных технологий, внедрение современных электронных образовательных ресурсов. Содержание электронных средств учебного назначения должно соответствовать ГОСТ и современным технологиям обучения. В рамках федеральных программ наше государство разрабатывает огромнейшее количество электронных Интернет-ресурсов, в том числе самых современных мультимедийно-интерактивных. Также немаловажное значение сыграло появление компьютеров и выход в Интернет практически у каждого жителя нашей страны, что значительно облегчило доступ к электронным ресурсам.

1.3 Требования к электронным образовательным ресурсам по обществознанию

    Информационное общество характеризуется увеличением роли информации и знаний в жизни людей, высоким уровнем их информационной культуры,  возрастанием доли информационно-коммуникационных технологий, обеспечением информационного взаимодействия людей и их доступа к информации. При этом целенаправленное осуществление этого процесса во всех школах страны  возможно при  условии, что основной регламентирующий документ – Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) –  будет ориентирован на информатизацию школьного образования.

     Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования.

 Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

    Л.А. Четанова считает, что принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания на практике.

    В современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход. Данный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта и является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьёй, обществом, государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. И это не случайно: чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, ребенку необходимо адаптироваться в окружающем мире. Поэтому основная задача школы — выстроить стратегию «образования для будущего». Суть новой стратегии: сместить акцент с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и способности учиться самостоятельно .Именно для реализации этой задачи служат ЭОР, располагающиеся в сети Интернет, которые помогают ученику самостоятельно получать новые знания.

    В этой связи, в соответствии с ФГОС, к формированию личности ученика предъявляются следующие требования: «готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности», «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников», «умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач». Таким образом, ученик должен уметь хорошо ориентироваться в информационно-коммуникационных электронных ресурсах, уметь использовать их не только на уроках, но и в своей жизнедеятельности, а также уметь анализировать, подвергать критике и систематизировать информацию, полученную из ЭОР.

   Одновременно с требованиями, предъявляемых ученику для работы с ЭОР, существуют требования, применимые к самим ЭОР для успешного внедрения их в образовательную деятельность. Исходя из образовательного стандарта, к таким требования относятся:

  • ЭОР должны соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации
  • ЭОР должны обеспечивать выполнение всех компонентов учебного процесса: получение информации, практические занятия и аттестацию;
  • ЭОР должны предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета
  • ЭОР должны основываться на достоверных материалах
  • ЭОР могут превышать по объему соответствующие разделы учебника, но при этом тематические разделы не должны расширяться

 В зависимости от этапов урока, разные ЭОР можно применять следующим образом: 

  • На этапе мотивации учебной деятельностиважно использовать мотивационные электронные ресурсы, которые  вызовут у обучаемых интерес к изучаемому материалу, стремление к активной и самостоятельной познавательной деятельности.
  • На этапе первичного усвоения новых знаний уместно использоватьинформационные ЭОР, которые содержат необходимую информацию по теме урока и оформлены в виде презентаций, 3D книг, интерактивных карт, дидактических игр и др.  Вместо изучения текстовых описаний объектов, процессов, явлений, ученик может увидеть их и исследовать в интерактивном режиме: посетить виртуальные музейные экспозиции, анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся
  • На этапе практического закрепления полученных знанийиспользуютсяресурсы практической  направленности.Практикум с применением ЭОР можно провести в компьютерном классе, где у каждого ученика есть доступ к компьютеру и выход в Интернет. Однако этот вариант наименее исполним в связи с загруженностью кабинета. Материалы для индивидуального практикума можно найти в Единой коллекции ЦОР. Это могут быть интерактивные таблицы, которые необходимо заполнить, скопировать и отправить для проверки преподавателю, или текст какого-либо документа.
  • На этапе обобщения, систематизации и закрепления знаний также используютсясоответствующие ЭОР в виде тестов, таблиц, кроссвордов и т.д.
  • Для проведения текущего контроля знаний в конце урокаили на повторительно-обобщающем уроке ЭОРпросто необходимы. Они упрощают процедуру проверки и, в тоже время, делают этот процесс более увлекательным и интересным для обучаемых.  Всевозможные игры, интерактивные тесты, викторины, ребусы и кроссворды стимулируют к активному повторению и обобщению знаний. 

 

Таким образом, необходимо заключить, чтоинформационное общество задает новые стандарты в образовании. Любой современный учебный процесс включает в себя те компоненты, которых не было раньше. Эти компоненты представляют из себя электронные образовательные ресурсы, которые располагаются в электронной образовательной среде. Сейчас нельзя ограничиваться классическим определением УМК. Такой подход к учебному комплексу, где существует лишь учебник, рабочая тетрадь и методические рекомендации для учителя представляют реалии XX века. Если мы говорим о формировании электронной образовательной среды, то этих элементов для организации учебного процесса в наше время недостаточно.

    Электронное обучение стало неотъемлимой частью современного образовательного процесса. Электронное обучение – это любой процесс, связанный с получением и передачей знаний посредствам новых информационных и телекоммуникационных технологий. 

    На сегодняшний день, важнейшую роль для формирования УМК играют электронные образовательные ресурсы, которые позволяют сделать процесс обучения более доступным, расширенным и качественным. ЭОР – это все средства обучения, которые реализуются на базе компьютерных технологий и разворачивают свою деятельность в какой-либо электронной информационно-образовательной среде.

    В современной информационно-образовательной среде существует множество разновидностей ЭОР. Все они объединяются в четыре большие группы: простые (текстографические) ЭОР, гипертекстовые ЭОР, видео и звуковые ЭОР и мультимедийные ЭОР.

   Важнейшим аспектом использования ЭОР в образовательном процессе является соответствие их государственным образовательным стандартам и современным технологиям обучения.

Особое внимание при подготовке уроков с использованием ЭОР необходимо уделить формулировке вопросов и заданий к ЭОР, которые будут использоваться на данном уроке, чтобы использование электронных ресурсов было не самоцелью, не данью моде, а служило достижению поставленных целей и задач урока.

     ЭОР должны дополнять, расширять и упрощать изучение дисциплины, делать учебный процесс более индивидуальным, рассчитанным на самостоятельную работу ученика с информацией, располагающийся в сети Интернет. Одновременно, ЭОР должны соответствовать требованиям ФГОС и не выходить за рамки изучаемого материала. Безусловно, данный процесс должен контролироваться учителем и ресурсная база, используемая в учебной деятельности, должна быть тщательно проверена и отобрана учителем в соответствии с требованиями, выдвигаемыми к ЭОР.  В связи с эти возникает необходимость разработки дидактического пособия, которое будет содержать в себе задания и ссылки на ЭОР, которые позволят закрепить и обобщить пройденный материал и углубить знания учеников по заданной теме.   

 

Колдаева Е.С. Понятие учебно-методического комплекса, как нормативного документа в образовательном процессе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2010. – № 12-1 – с. 229 [c. 135]

Тонкодубова О.И. Учебно-методический комплекс как фактор повышения качества образования // Ученые записки Орловского государственного университета, 2014 – №2 – с. 381 [c. 364]

Там же

Куренышева Е.П. Современное школьное обществоведческое образование: традиции, модели, особенности // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов Всероссийской научно- практической конференции 26 ноября 2015 г. [Электронное издание]. – М., 2016. -  С. 90

Чудинский Р.М. Структура современного учебно-методического комплекса //Вестник Тамбовского университета, 2010. – Том 2 –№ 2 – 283 с. [c. 128]

Гусева О.В. Эффективность использования ресурсов сети Интернет в практике преподавания и внеурочной деятельности по истории и обществознанию

 http://saratov.ito.edu.ru/2011/section/176/92511/

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"[Электронный ресурс]. URL:  http://base.garant.ru/70188902/(дата обращения: 05.11.2016)

Смольянова Т.И.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ

ПОСОБИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения - № 28 / 2012 - С. 154

Федорова Н. В., Лапчинская В. П.TheLearner’sEnglish – RussianDictionaryofEducation / Федорова Н.В., Лапчинская В.П.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: