Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 185
  • Скачиваний: 6

Тема «Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС»      

Определяющая роль в образовании в соответствии с федеральными стандартами отведена развитию личности ребенка, реализации её уникальных способностей, интересов и потребностей. Исследовательская и проектная деятельность позволяют достичь в этом максимального эффекта. И моя роль как учителя - помочь ребенку ощутить себя маленьким исследователем, почемучкой, следопытом.

Перед собой я поставила цель: создать психолого-педагогические условия,  при которых учащиеся не только приобретут знания из различных источников, но и научаться пользоваться этими  знаниями на практике.

         Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: привить первичные научно-исследовательские навыки, увлечь детей жаждой познания, помочь поверить в свои силы, привлечь для этой работы родителей.

Для меня, как учителя, проект или исследование – это уникальный метод обучения, приемлемый для любого учебного предмета, позволяющий соединить теорию и практику, дать более глубокие и прочные знания, развить метапредметные универсальные учебные действия, умения и навыки.  Организация исследовательской деятельности ведется второй год. В 1 классе в рамках внеурочной деятельности на спецкурсе «Юный исследователь»  мои ребята познакомились с основными видами исследований: теоретическим, практическим, фантастическим,  узнали правила оформления и презентации исследовательских работ. Привить знания и навыки исследовательской деятельности мне помогает методика А.И. Савенкова-создателя научной школы «Мои первые исследования».

         На данный момент исследовательскую и проектную работу  мы ведем на учебных предметах, открывая новые знания на уроке, готовя проекты по пройденным темам.

         Развитие навыков исследовательского труда во многом зависит от работы учителя. Я помогаю выбрать тему исследования, подготовить презентацию, сформулировать выводы. Говорю ребятам,

- что тема должна интересовать вас,  быть актуальной, оригинальной, посильной и полезной;

- что цель и задачи – это не одно и то же. Цель шире, а достичь цели помогают задачи, которых может быть несколько;

- характеристики объекта должны соответствовать поставленным задачам и этическим нормам;

- предполагаемый результат формулируем в виде гипотезы;

- исследование должно опираться на разнообразные источники: информацию из сети Интернет, научно-популярную литературу, наблюдения, опыты, беседы со взрослыми  и т. д.

- методика проведения исследования должна быть понятна и доступна ученикам;

- презентация работы должна длиться не более 10-15 минут.

Прививая навыки исследовательского поиска, я учу детей не допускать ошибки  в работах. К таким ошибкам можно отнести: неправильное формулирование темы исследования, неточное определение предмета и целей, несоответствие темы, цели и выводов, отсутствие логичной структуры, ошибки в оформлении презентации: дублирование текста выступления, несоответствие гигиеническим требованиям цвета, шрифта, расположения объектов на слайде.

Лучшие работы удостаиваются чести представлять класс на научно-образовательном форуме, который является итогом многомесячной работы ученика, учителя и  заинтересованного родителя.

Результаты такой кропотливой работы имеют положительные результаты.

Двое моих учеников стали победителями и призерами регионального конкурса, проводимого на безе Липецкого института образования, представив на суд жюри проекты «Красота и уют в вашем доме» (1 место), и «Загадочный мир динозавров» (2 место). В этом году двое учащихся успешно выступили на научном форме лицея с исследовательскими работами «Эти удивительные кристаллы» и «Чудесный цветок орхидея» и были удостоены дипломами 1 степени. Одна из этих работ направлена на региональный конкурс «Первые шаги в науку».

Главным, на мой взгляд,  в исследовательской  и проектной работе является  формирование таких важных личностных качеств как любознательность,  смекалка, настойчивость, стремление довести начатое до конца, желание поделиться своим открытием с одноклассниками, получить истинное интеллектуальное наслаждение от встречи с прекрасным.

     Работая на протяжении нескольких лет по этой теме, я убедилась, что значение исследовательской работы велико. Она способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам. Также вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся, формирует умения применять теоритические знания в  решении конкретных практических задач. Развивает личностные качества, влияет на выбор профессии ученика. Например, Зенин Никита мечтает стать летчиком, поэтому  во 2 классе выполнял исследовательскую работу на тему « Я мечтаю стать пилотом».

      В процессе проектной деятельности дети получают возможность самостоятельно определить ту область знания, которая им интересна, близка, которую они хотели бы расширить .Они учатся проводить доступные  их возрасту опыты, практические работы, которые являются фактически  их научными открытиями.

      В ходе проделанной работы учащиеся видят перед собой конечный результат- работу, которую они сделали сами, вложили в нее душу. Именно после такой работы они задумываются над вопросом: «На что я способен?», «Где применить свои знания?». Идет профессиональное самоопределение.

     К работе я привлекаю родителей. Считаю это необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, как результат налаживания плодотворных  связей между семьей и школой.

    Такая совместная деятельность создает ситуацию успеха, радости у детей , способствует формированию положительной самооценки.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: