В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки! Музыка – частица нашей жизни. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственном голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.
Педагог, которому доверено музыкальное образование и воспитание ребёнка, должен с самого начала интересно и увлекательно построить музыкальные занятия, потому что нередко именно от первых месяцев занятий зависит, станет ли музыка другом и радостным спутником человека или же он останется к ней равнодушным.
Зажечь, «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из начальных задач педагога.
Очень важно и наиболее трудно – вводить занятия музыкой естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем, более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется ребёнку приятным и необходимым. Трудовые обязанности ребёнок узнает позже, в положенный срок, а сначала надо открыть ему чудесную страну музыки, помочь полюбить её, не насилуя естества ребёнка.
В этом направлении работали: Петрова В.А., Праслова Г.А., Радынова О.П., Тарасова К.В., Рубан Т.Г., Воробьёва Д.И., Мерзлякова С.И.,Матяшина А.А., Боронина Е.Г.,Ветлугина Н.А.,Коренева.Т.Ф.,Костина Э.П., Каплунова И.,Новоскольцева И.
Также хочется отметить практиков, кто работал в этом направлении: Выготский Л.С., Дубровская Е.К., Медведева Е.А., КомиссароваЛ.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л., Сухпмлинский В.А.., Школяр Л.В., Милич Б.Е., Смирнова Т.И.. И тем не менее этот вопрос открыт для дальнейшего исследования.
В нашей работе основное внимание уделяем тому , что ребёнок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далёкий результат). Наиболее полно свои возможности он раскрывает в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. С её помощью каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, то есть любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально-образное содержание. Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдыха.
Также мы в своей работе опираемся на то, что основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребенка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, интересы, потребности, свои фантазии.
Объектом исследования в нашей работе являются учащиеся Детской школы искусств.
Предметом исследования будут средства развития музыкальных способностей ученика, а в нашем случае это игра. Игра дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка. Отмеченные особенности музыкальной игры придают ей особое педагогическое значение. Она - фактор развития ребенка; способ приобщения к музыкальной культуре.
Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей с помощью игровых методов, разработать технологию, на основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.