Работая в старших профильных классах, в которых реализуется программа углублённого изучения математики, я столкнулся с интересным фактом. Дети, демонстрирующие высокий уровень знания предмета, занимающие призовые места на олимпиадах различного уровня, при написании проверочных работ начинают соперничать друг с другом. Они пытаются выполнить работу более быстро, чем их одноклассники, на диагностических работах основную часть времени тратят на самые тяжелые задания, не уделив должного внимания первой, самой простой, части. У одноклассников начинается соперничество, попытка показать себя умнее других, которая порой заканчивается ошибками и недочетами в несложных задачах. В этом нет ничего плохого, до тех пор пока не появляются досадные ошибки в первой части диагностических или даже аттестационных работ. Первую часть работы они решают через действие или даже устно, так как такие задания, не имеющие "вилок" в решении, для них неинтересны, хвастаться их решением не перед кем, в результате чего они теряют баллы и выглядят "бледнее" даже более слабых учеников.
Вторая проблема в том, что, добившись определенных высот в каком-то одном узком направлении математики, учащийся идет по пути наименьшего сопротивления, пытается применить свой отработанный навык при решении все более тяжелых задач. В результате, столкнувшись с простейшей задачей, где его методика не применима, он не может перестроиться и решить ее в отведенное время.
№ |
|
| ||
1 | Как повысить интерес к выполнению простых однотипных заданий? | Провести теоретический анализ понятия о мотивах, чтобы верно мотивировать учащихся на усидчивость и внимательное выполнение поставленных задач. Изучить мотивационную сферу учащихся. Найти пути и средства формирования и повышения интереса к заданиям тестового характера. Ввести игровой элемент в рутинные и самые скучные задания, апробировать найденные средства формирования и повышения мотивации в выполнении таких заданий. Проанализировать достигнутые результаты. Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели. | ||
2 | Как добиться внимания ребенка при решении тестовых заданий? | |||
3 | Как заставить выполнять проверку, относиться более ответственно к результату своей работы? | |||
4 | Как добиться внимания ребенка ко всем разделам изучаемого предмета для выбора наиболее оптимального решения поставленной задачи? |
№ | Содержание собираемой информации | Источник этой информации | Метод работы с этой информа-цией |
1. | Подробное изучение требований ФГОС в разделах о психолого-педагогических условиях реализации образовательной программы и разделе о математике, чтобы решение данной задачи не противоречило требованиям. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. | Чтение, детальное изучение документа |
2. | Общение с коллегами в том числе и по близким предметам с целью установки метапредметных связей, где выполнение алгоритмизированных заданий в математике может найти более интересное продолжение в информатике или физике. | Школа | Опрос. |
3. | Наблюдение за учениками и их поведением при самостоятельном выполнении такой работы, при построении графиков, выполнении несложных тестовых работ и проверочных "пятиминуток"с целью выявления отвлекающих и раздражающих факторов приводящих к плохим результатам. | Класс | Наблюде-ние |
4. | Изучение методического опыта других учителей в данном вопросе, изучение технологий и конспектов уроков. Изучение вариантов применения игровых технологий в старших классах. | ЕИС "Педагог" | Чтение. |
5. | Выбор онлайн площадок, где учащиеся могли бы похвастаться своими результатами, соперничать друг с другом. | и др. | Анализ на отсутствие нежела-тельного для школьника контента. |
6. | Статьи о внутренней и внешней мотивации учащихся. Способах мотивации. | Е.П. Ильин (Мотивация и мотивы. СПб: 2011) Д.Г. Левитес ("Педагогические технологии: учебник") А.К. Маркова ("Формирование мотивации учения в школьном возрасте". | Чтение. |
В ходе работы в профильных физико-математических и информационно-математических классах я провел наблюдение за поведением одаренных учеников, показывающих порой низкие результаты в диагностических работах разного уровня/ формата и графических задач, требующих аккуратности, точного следования алгоритму и внимательности при их выполнении. Например, ребенок может решить систему уравнений с параметрами, олимпиадную задачу или стереометрическую задачу повышенной сложности, но в первой, обязательной для всех, части работы делает ошибки. В ходе наблюдения за поведением ученика я заметил следующие ошибки при выполнении таких задач:
- Ребенок не работает с черновиком, а сразу вписывает ответы в бланк теста или пишет решение на чистовик.
- При решении графических задач нарушает требования к чертежу, часто чертит от руки, стремясь скорее завершить не понравившуюся ему задачу. Как в алгебре (графики), так и в геометрии (чертеж).
- Записав ответы, не производит проверку.
Анализируя ответы, можно понять, что ошибки бывают не только вычислительного характера. Они могут быть вызваны недостаточным вниманием к условию задачи. Например, требуется найти, "какое расстояние прошел теплоход", а найдено расстояние между городами. В простейшей задачи с чтением графика на вопрос "сколько человек посмотрело данный видеоролик?" вместо 8000000 пишет просто 8.
Первое, что было сделано, это проведены беседы с учащимися, в ходе которых им объяснялось, что за первую тестовую часть, даже с точки зрения количественного критерия, баллов дают больше чем за вторую (подобного рода разъяснительные консультации проводятся систематически) . После написания каждой диагностической работы ее результаты публикуются в классе на стенде, где указан суммарный балл каждого ученика, причем без уточнения, за какое задание он получен, а ошибки указываются только при индивидуальном разборе задания.
Разработана система самоконтроля при решении тестовых заданий, направленная на развитие внимания и планировать свое рабочее время, которая дала очень хорошие результаты в написании диагностической и итоговой работы. Так, работа запланирована на 2 урока, общая продолжительность 90 минут. За 20-25 минут учащийся решает первую часть задания на черновике и откладывает его в сторону, не проверяя вообще. Затем приступает к тяжелым заданиям, решает и оформляет их на чистовик, отводя себе на это 40 минут. Затем он использует чистый лист и еще раз решает всю первую часть (которую он уже подзабыл), теперь он уже знает, как ее решать, и времени на решение уходит меньше, было 20 минут - стало 15. Затем берет бланк ответов и свое первое решение и начинает сверять: если первый и второй ответы совпадают, он вносит их в бланк, если нет - решает задание третий раз. Сначала было тяжело добиться от ребенка следования такому алгоритму, поэтому применялась следующая технология:
- Отдельно выдаются задания первой части, а сразу после решения у учащегося забирают первую часть в обмен на вторую.
- За полчаса до конца работы условие второй части у него забирают и выдают первую без предыдущего решения.
- За 15 минут до конца работы или после того, как он перерешает первую часть повторно, ему возвращаются все предыдущие результаты для оценки их достоверности.
- Уже после двух работ по такой схеме демонстрируются для сравнения результаты тестов, когда ученик решал без проверки и с проверкой, как правило, это резкий прирост баллов, если раньше учащийся мог допустить 3-5 ошибок, то после применения такой схемы 1 или без ошибок.
Когда учащийся видит заметное увеличение баллов и себя гораздо выше в общем рейтинге, уже нет нужды заставлять его выполнить такую проверку принудительно, он уже все сделает сам.
Евгений Павлович Ильин в своей книге "Мотивация и мотивы" писал, что как бы это ни было банально, но основной мотиваций учащегося в старших классах является поступление в вуз, потому я повесил на стенде прошлогодние баллы для поступления на бюджетной основе в некоторые институты, наиболее популярные у учащихся, для того, чтоб они могли уже осознать себя абитуриентами, почувствовали важность своих результатов, от которых зависит их профессиональное будущее.
Многим талантливым детям иногда необходимо показать их им самих с лучшей стороны, чтоб их талант заметили, а еще лучше обсудили и прокомментировали. Этим также можно воспользоваться при корректировке результатов заданий тестовой части. После проведения диагностических работа, а также еженедельно на некоторых сайтах, самым крупным из которых является alexlarin.net, появляются пробные варианты и их многостраничные обсуждения, причем вмешиваться в решение запрещено в течение первых четырех дней со дня публикации материала. В качестве внеурочной предметной деятельности некоторые учащиеся публикуют в обсуждение свои авторские решения задач, а чтобы быть оригинальными и обсуждаемыми, подходят к решению первой части нестандартно, предлагая альтернативные решения порой не самыми очевидными способами. Я как учитель проверяю такие работы и также поощряю особо выдающиеся из них оценкой, хотя, конечно, лучшей наградой таких детей являются хвалебные отзывы других пользователей.
Чем это полезно? Тем, что дети придумывают альтернативные решения скучных и неинтересных для них заданий, а при проведении проверки контрольной или диагностической работы также решают задание, на которое особо не обращали внимания раньше, двумя разными способами, что почти полностью исключает вероятность появления ошибки.
Есть некоторые темы в математике, которые кажутся детям особо скучными, так как требуют долгой, внимательной и кропотливой работы по заданному алгоритму. В первую очередь это, конечно же, графики функций. Кроме того, многие способные ученики пытаются выполнить такие задания как можно быстрее, следуя алгоритму (т.е. просто по точкам), в результате часто возникают ошибки, да и сами графики нарисованы не очень красиво. Если добиться их внимания к теореме о переносе такого графика (y=f(x+a)+b) и указать на возможность ее применения, например, в физике при решении задач на переменный и постоянный ток, то, согласовав синхронное изучение близкого материала с учителем физики, проблему с "некрасивыми графиками" удастся решить. Кстати пульсирующий ток, снимаемый с двух полуколец трансформатора постоянного тока, в физике "подчиняется" модулю синусоиды из математики, что дает понятие о необходимости изучения графиков с модулем.
Для контроля результатов проведенных мероприятий я завел специальный журнал, в котором отмечал не только оценки за работу, но и количество и вид ошибок в тестовых заданиях различного типа для каждого ученика, склонного к небрежному подходу к базовым заданиям. Причем количество таких ошибок после проведения мотивирующих бесед, инструктажей по проверке тестовой части и работ по указанной выше методике сократилось. Проведя несколько диагностических работ, я показывал эту статистику учащимся, отмечая их положительные результаты и мотивируя тем, что однажды один балл в небрежно вычисленном первом задании может стоить места в институте который они хотят поступить. Как только результаты снижаются хоть немного, с ребенком проводится индивидуальная работа по разбору ошибок, и следующий тест он уже пишет с вынужденной проверкой и полным пересчетом всех заданий. Для самоконтроля эффективности применения такого метода я веду статистику ошибок и пытаюсь определить, каким образом она была совершена: от незнания темы или именно от невнимательности, чтобы понять причину неправильного ответа. В случае появления отрицательной динамики все провожу по-новому, используя справедливую критику и заслуженную похвалу.
Таким образом, ребята постепенно уходят от скороспелых суждений, приучаются к научной строгости и ответственности, оттачивают до идеального уровня мастерство в решении тестовых задач и вместе с тем получают все больше уважения к себе на учебных форумах, каждый раз придумывая все новые, разнообразные, верные способы решения одного и того же задания.