Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основными направлениями и ценностными основами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.(эстетическое воспитание)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников должно стать обязательным компонентом образовательного процесса. Школа для ребёнка является адаптивной средой, нравственная атмосфера которой сформирует его ценностные ориентиры. Л. В. Занков в своей работе «О начальном обучении» определяет цели, задачи и методы воспитательной работы с учащимися следующим образом: «В целостном процессе общего развития особое место занимают развитие нравственных чувств, убеждений и воспитание воли. Начальные ступени формирования человека очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эта деятельность организована и на уроке, и вне его, «образовывает стройную систему», и, кроме того, проникнута «самостоятельной мыслью и живым чувством» детей, то главная цель воспитания молодого поколения, - формирование глубоких и нравственных убеждений будет достигнута. Чтобы добиться от учащихся глубокоосознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека побуждают его размышлять над соответствующим образом действия
Моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат показательный результат воспитания. Внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:
- Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);
Рассказ. этические беседы, объяснение, разъяснение, показ, пример, основой является подражание положительному идеалу.
Ещё древнеримский философ Сенека говорил «Долог путь наставлений - короток путь примера». Учитель обязан своим поведением, внешним видом, поступками служить примером для учащихся, быть образцом нравственности, принципиальности, культуры, эрудиции.
- Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
Упражнение в правильном поступке, убеждение, требование(доверие,недоверие,совет,условие,просьба,намёк,предупреждение),инструктаж,самоуправление.
- Методы стимулирования поведения и деятельности.
Поощрение, похвала, устная благодарность, доска почёта, грамота, ценный подарок, соревнование, познавательная игра, одобрение, порицание ,наказание(негативное оценочное высказывание, устный выговор, вызов для внушения на педсовет, перевод в другой класс, школу)контроль.
Педагог должен поддерживать эту тенденцию и обеспечить эту тенденцию используемыми воспитательными формами достижение ребёнком Первого уровня результатов.
- это приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта
Педагог должен создать благоприятную ситуацию для достижения Второго уровня воспитательных результатов.
- это получение младшим школьником опыта переживания, и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья. Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт к 4 классу у младшего, школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т. е. достижения Третьего уровня воспитательных результатов.
-это получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации младших школьников — формирование у них коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах. В конечном счете, мы стремимся достичь основной цели: достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них, принимаемой обществом, системы ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты 2 поколения).
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / Минобр науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33
3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающегося на ступени начального общего образования. Инновационная начальная школа. 4.Скыба С.Н. Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося./ nsportal.ru, 07.10.2012. 5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
6.Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение. - 32с.
7.Богашев А. Духовно – нравственное воспитание молодежи [Текст] /А. Богашев //Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.10-14.
8.Горский В.А. Духовные основы нашего общества [Текст] /В.А.Горский//Дополнительное образование.-2004.-№11.-С.22-28.
9.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.Л.