Ученическое самоуправление, как часть государственно-общественного управления школы - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 204
  • Скачиваний: 0

«Жизнь без нашего управления подобна
кораблю без штурвала или блужданию в
огромном лесу без компа­са и карты»
Ф. Карделл

Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к изменяющимся жизненным условиям. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности, раскрытию школьников как мыслителей.

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

Становление ученического самоуправления в нашей школе началось с работы инициативной группы старшеклассников, которые предложили провести анкетирование среди школьников «Ученическое самоуправление и Я».  Большинство хотели видеть такую модель, которая могла действительно работать самостоятельно, а не выполнять указания преподавателей.

Путем демократических выборов был сформирован Совет старшеклассников, в который вошли по два лидера из учащихся 8 – 11 классов. Следующим этапом были выборы Председателя путем тайного голосования.

Таким образом, формировалась модель ученического самоуправления: от Совета старшеклассников и трех объединений по интересам на параллелях 1 – 4, 5 – 8, 9 – 11 классов – к системе органов ученического самоуправления, как части государственно-общественного управления школы, во главе которого стоит Председатель ученического самоуправления, выбирается из учащихся 9 – 11 классов на 2 года. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Высшим исполнительным органом ученического самоуправления является Конференция, которая формируется на выборной основе сроком на один год. Целью работы Конференции является организация разнообразной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время и содействие учащимся в их всестороннем развитии и выработке активной жизненной позиции. Заседания Конференции проводятся один раз в четверть.

Высшим представительным органом ученического самоуправления учащихся школы является Совет старшеклассников, который преследует воспитательную цель педагогов школы по развитию творческих способностей учащихся, их самореализации и вырабатыванию навыков самостоятельной работы по формированию осознанной гражданско-нравственной позиции.

Лидеры ученического самоуправления составляют школьный Актив, обучение которого проводится один раз в месяц. Работа школы лидеров предполагает моделирование социального опыта, способствующего осознанию самоуправления как способа организации жизни гражданского общества, как формы проявления демократической культуры личности.

При проведении любого общешкольного мероприятия создается Временный Совет дела. Поскольку в общешкольных мероприятиях задействованы все участники образовательного процесса: ученики, родители, учителя, то все они должны быть представлены во Временном Совете дела с равными правами и обязанностями. По окончанию дела, когда итоги проанализированы и подведены, Временный Совет Дела прекращает свое существование.

Первичным коллективом ученического самоуправления является коллектив класса, в котором создается актив, состоящий из: старосты и его заместителей по образованию, культуре, здравоохранению и спорту, труду, массовой информации.

Учащиеся нашей школы готовы к взаимодействию с администрацией, учителями и другими участниками образовательного процесса, более того, они готовы к осознанному участию в образовательном процессе. Совет Старшеклассников проводит анкетирование учащихся с целью изучения их интересов, увлечений, занятости, определения атмосферы в школе, уровня взаимодействия учителей и учащихся. Совет Старшеклассников  принимает участие в проведении общешкольных акций и социально-значимых дел, в организации интеллектуального марафона, досуговых мероприятий. Ежемесячно Советом  Старшеклассников  проводятся рейды по внешнему виду учащихся, проверке дневников, тетрадей, состояния учебников, организации дежурства. Учащиеся школы активно участвуют в исследовательской, проектной деятельности. Таким образом, участвуя в деятельности органов ученического самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.

Председатель ученического самоуправления школы координирует деятельность всех министерств, работает со старостами классов, отслеживает результативность работы.

Заседания Совета старшеклассников проходят 1 раз в месяц. На первом заседании составляется план работы на год, определяются основные направления работы, на дальнейших заседаниях обсуждаются план подготовки, проведения и анализ проведенных ключевых дел, подводятся итоги рейтинга общественной активности классов по четвертям.

Только развивая и углубляя школьное ученическое самоуправление, педагогический коллектив сможет решить задачу формирования жизнеспособной личности выпускника.

Научить ребенка организовывать свою жизнь в школе и вне ее, проявлять заботу о товарищах, быть самостоятельным и инициативным, развивать умения управлять собой в разных жизнен­ных ситуациях, научить детей работать в классном, в разновозростном коллективах – основная задача органов школьного самоуправления.

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: