Техника фасилитации как способ повышения вовлеченности учащихся в образовательный процесс

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Техника фасилитации как способ повышения вовлеченности учащихся в образовательный процесс
Неборачек О. А.
Образцова Е. С.
В 1965 году в популярном американском журнале Science ("Наука") напечатали статью Р. Зайонца "Социальная фасилитация", положившая начало новому направлению социально-психологических исследований. Фасилитация в самом широком смысле толкования понятия - это "облегчение", помощь группе или отдельному человеку в организации собственной деятельности. Быстрее всего оно прижилось в психологии, в субкультуре психологов-консультантов и тренеров, организующих тренинговые процессы в различных сферах обучения персонала.
В настоящее время выделяют социальную и педагогическую фасилитацию. Под первой понимают повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида. Она изучается только в русле психологии. Под второй - усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет их особого стиля общения и личности педагога.
Разработку концепции педагогической фасилитации начал в 50-х годах XX в. К. Роджерс совместно с другими представителями гуманистической психологии. В отечественной психологии количество работ, посвященных педагогической фасилитации, не так много (Э. Ф. Зеер, И. В. Жижина 2000). Изучая педагогическую фасилитацию, авторы устанавливают особенности и психотехнологии ее развития. Большинство исследований выполнено в русле педагогики (Р. С. Димухаметов 2006, Е. Ю. Борисенко 2006, Л. Н. Куликова, Е. Г. Врублевская 1999). Так, Е. Ю. Борисенко изучает вопросы внедре

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: