УДК 372. 851
РОЛЬ И МЕСТО ДИВЕРГЕНТНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
В ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ
Чижова Ф. В.
(СКГУ им. М. Козыбаева)
Выдающийся педагог XIX века А. Дистервег писал: "Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же вопроса с десяти различных сторон, чем десяти вопросов с одной стороны" 2, c. 165. Его позицию почти дословно разделяет другой известный ученый XX столетия Д. Пойа, говоривший о том, что лучше решить одну задачу несколькими методами, чем несколько задач - одним 4, c. 40. И их слова не утратили своей значимости с течением времени.
Понятие дивергентной задачи употребляется в литературе в разных смыслах. Часто под ней понимают просто задачу, допускающую несколько правильных ответов, - это достаточно "узкая" трактовка. В других случаях, наоборот, отождествляют дивергентные задачи с проблемными и творческими задачами. В этой интерпретации теряются отличительные особенности данного типа задач, и возникает вопрос о целесообразности использования для них специального термина. Дивергентная задача - это задача, допускающая различные способы своего решения, представления условия в разных формах, может иметь несколько вариантов правильного ответа.
А. Н. Иванов предлагает типологию дивергентных задач по критерию конвергентность и дивергентность (таблица) 3, c. 68.
Таблица
Типология задач по критерию: конвергентность / дивергентность
Количество решений
Предполагают одно решение
Предполагают несколько решений
Количество способов решения
Решаются одним способом
Конвергентные задачи 1-го типа
Дивергентные задачи 1-го типа
Решаются несколькими способами
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>