Многие известные педагоги и психологи (К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, Л.Б.Баряева и др.) важную роль в развитии личности ребёнка отводят игровой деятельности.
Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!». Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. При правильном ее формировании она решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка, начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми. Когда мы говорим о нормально развивающемся ребенке, все это представляется как нечто естественное, изначально присущее детству и не требующее никаких воспитательных усилий.
Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми (О.П.Гаврилушкина, А.А.Катаева, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева).
Недоразвитие игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляется уже в раннем детстве. Достигнув младшего школьного возраста, дети данной категории продолжают оставаться в кругу дошкольных игровых интересов. Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем очевиднее проблемы в овладении игровой деятельностью. Так, дети с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью к 8 – 9 годам обычно не овладевают не только сюжетно-ролевой игрой, но и предметными действиями. Вместе с тем игровые действия и игра могут иметь особое значение для обеспечения мотивации деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроке, компенсируя недостаток мотива учебной деятельности. Именно в игре ребенок знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развиваются восприятие, мышление, ловкость, активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи. Поэтому не случайно специалисты уделяют большое внимание разработке программ обучения игре. Без специального коррекционного обучения сюжетно-ролевой игре у детей данной категории невозможно сформировать игровые действия, а, следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, развивать навыки общения.
С этой целью в учебный план начальных классов школ 8 вида введён курс «Игра, игротерапия». В нашей школе разработана авторская программа по данному курсу, которая решает следующие задачи:
- Обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование навыков социального общения со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях.
- Развитие интереса детей к предметным и сюжетно-ролевым играм, стремления играть вместе со взрослыми и другими детьми.
- Расширение эмоционально-волевой сферы за счёт разнообразия содержания игр, снятие тревожности, агрессивности в ходе игровых действий.
- Формирование навыков культурного поведения, положительных сторон личности ребёнка.
Формирование игровой деятельности в данной программе построено на основе комплексного подхода, который включает следующие компоненты:
- организация предметно-игровой среды;
- обогащение жизненного опыта детей;
- обучающие игры;
- общение взрослого с детьми в процессе игры.
Занятия по игре, игротерапии тесно связаны с уроками устной речи, живого мира, занимательного труда, изобразительной деятельности, математики, музыки, ритмики. Это позволяет оказывать системное, комплексное воздействие на ребёнка в ходе его обучения.
Содержанием детских игр являются реальные явления и события, происходящие в жизни, деятельности и в отношениях людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнок должен иметь необходимые знания об этом. Для этого используются различные формы и методы работы: экскурсии, наблюдения, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы и др.
В проведении игр с детьми с нарушением интеллекта учитель является их активным участником. Играя с детьми, он направляет ход игры и через неё воспитывает и обучает детей. С детьми нужно всё время общаться, развивая их наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.
Обучение детей с проблемами интеллектуального развития игре, как и в целом процесс обучения данной категории детей, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребёнка в процессе обучения. Всё это учитывается при проведении занятий по игре, игротерапии в нашей школе. Чтобы проанализировать эффективность данного курса возникла необходимость провести педагогическое исследование.
Целью нашего исследования являлось:
- изучение состояния игровой деятельности учащихся пропедевтического класса специальной (коррекционной) школы 8 вида;
- анализ изменений в игровой деятельности детей к концу обучения в начальной школе (4 класс);
- определение эффективности курса «Игра, игротерапия» в обучении младших школьников с нарушением интеллекта.
В обследовании принимали участие 10 учащихся. Оно проводилось с детьми в пропедевтическом и, через пять лет обучения, в 4 классе.
Все дети имеют заключение: умственная отсталость той или иной степени и различные нарушения речи. В диагностических заключениях Саши Т. и Паши П. указаны нарушения поведения. Майр А., Вадик Т., Петя Б. успешно справляются с программным материалом. Настя Я., Денис М. с программным материалом справляются, но для этого им приходится прикладывать больше усилий, чем выше названным детям. Даша Ц. и Паша П. по всем основным предметам занимаются по 2 уровню, при выполнении заданий им требуется постоянная помощь педагога. Трое учащихся класса с базовой программой не справляются, для них разработаны индивидуальные программы.
Учащиеся класса весёлые, любознательные, дружные, дисциплинированные. Они с удовольствием играют в разные игры, рисуют, участвуют в общешкольных конкурсах и мероприятиях, выполняют разные трудовые поручения, помогают малышам.
На первом этапе (2007- 2008 учебный год) наблюдалась игровая деятельность учащихся пропедевтического класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. В октябре 2007 года детям было предложено следующее задание: произвести игровые действия с игрушками. Им были предъявлены следующие игрушки: куклы, кукольная мебель (кровать, стол, стул), кукольная посуда (чашки, ложки, тарелки). Самостоятельные игровые действия наблюдались только у троих учащихся (Майр А. накормил куклу из тарелки (произнося при этом слова «Ешь, дочка, вкусную кашу», взял куклу на руки, а затем положил в кроватку и накрыл одеялом. Вадик Т. дал кукле «попить» из чашки, затем взял её на руки, стал напевать колыбельную песенку и после этого, положил в кроватку, а сам пошёл « мыть посуду». Петя Б., взяв куклу на руки, дал ей «попить» из чашки, уложил в кроватку и стал рассказывать ей сказку.). Настя Я. взяла куклу, положила её на кровать, и на этом её игра закончилась. Даша Ц. взяла куклу, положила её на стол, отошла в сторону и больше к игрушкам не подходила. Саша Т. подошёл к кроватке, убрал с неё постельное бельё, повертел её в руках, рассмотрев со всех сторон. Затем пошёл, набрал разной посуды и стал расставлять её на кровать. Выполнив это, потерял интерес к игре и отошёл в сторону. Ваня В. подошёл к посуде, рассмотрел её со всех сторон и отошёл. Лена Я. взяла куклу на руки, села на стул и сидела, прижав к себе куклу около 10 минут.
Анализ деятельности детей показал, что у пятерых учащихся игровые действия отсутствовали полностью. Дети не знали, что делать с данными игрушками.
Наблюдения за учащимися пропедевтического класса продолжались в течение всего учебного года. Были выделены следующие особенности их игровой деятельности:
1. Непродолжительность игры.
Дети играли с игрушками около 7 минут. После этого игра угасала, ребёнок терял интерес к игрушке и переключался на манипуляции.
2.Низкий и кратковременный интерес к игрушкам.
Ребят привлекали яркие игрушки, но, получив её, они быстро теряли к ней интерес. Дети не пытались исследовать игрушку, выявить весь потенциал заложенных с данной игрушкой игровых действий. У отдельных детей наблюдался избирательный интерес к игрушкам. Однако у большинства учеников этот интерес являлся неустойчивым. Это проявлялось в том, что, как правило, у них не наблюдалось даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекали их внимание от игры, после чего игра прекращалась.
3.Неадекватные действия с игрушками.
Учащиеся не учитывали видимых свойств предмета. Игра детей данного класса с предметами представляла цепочку разрозненных игровых действий. Действия эти не связаны между собой. Например, Настя Я. расставила мебель, посадила за стол кукол, затем отошла к столу, на котором были кубики, и стала перекладывать кубики из одного большого ведёрка в другое. Так продолжалось до конца игры. Даже тогда, когда дети производили с предметами адекватные действия, последние были бедны и стереотипны.
4. Дети не сопровождали свои игровые действия речью. Чаще всего они играли молча или сопровождали игру звукоподражаниями.
5. В процессе игры ребята были малоэмоциональны, вялы и равнодушны. Во время игры наблюдалась бедная мимика.
6.Учащиеся редко использовали предметы-заместители или действия с воображаемыми предметами.
На втором этапе исследования наблюдалась игровая деятельность той же группы учащихся (4 класс) через пять лет обучения. Обследование проводилось в апреле 2012 года. Форма диагностики – наблюдение за игровой деятельностью детей на занятиях по игре, игротерапии, а также во внеурочное время.