Сегодня целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, развитие и поддержка у каждого участника образовательного процесса субъектной позиции в отношении дела, людей и самого себя. Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования.
Изменение системы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. В связи с этим в каждом образовательном учреждении должно отводится важное место психологическому сопровождению обучающихся, их психическому здоровью, индивидуализации образовательных маршрутов, созданию психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
В этой связи одной из центральных задач психологического сопровождения можно выделить мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута.
Мониторинг – это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
Психологический мониторинг представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка). При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе: познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности; мотивационная сфера и динамика ее развития; эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса; личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Работа психологической службы общеобразовательного учреждения в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям: психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия, психологическая диагностика, анализ результатов, рекомендации, консультация, коррекционные мероприятия и т.д.
Комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель. В результате комплексного изучения, параллельного использования двух направлений деятельности (психолога – психодиагностическое обследование, педагога (воспитателя) – метод экспертного наблюдения) получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления, что значительно расширяет возможности интерпретации результа-тов. Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность: определить относительное место учащегося в классе и параллели; провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру; выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями; отследить динамику изменений результатов от года к году; провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам. В настоящее время имеет место быть и развиваться электронная модель психологического мониторинга. Такая система дает возможность производить ввод списков учащихся по группам и классам; осуществлять хранение психологических характеристик учащихся. Дает возможность получать подробную информацию об отдельном ученике, классе, параллели, группе. Содержит сведения об используемых в системе психологических методиках, нормах и алгоритмах расчетов.
В условиях перехода на новые стандарты образования психологический мониторинг становится реально действенным механизмом для определения эф-фективности образовательной деятельности, и что наиболее важно, для выделения факторов, обеспечивающих или, напротив, тормозящих достижение максимально возможной эффективности образовательной деятельности школы, видения того, каким должен быть современный школьник. Данные психологического мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии.
Все это дает нам возможность углубления наших психологических пред-ставлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития психологической службы образования и самого образования.