«Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому».
В.А.Караковский
Понятие "образовательная среда" в педагогической лексике появилось относительно недавно. Образовательная среда является частью социокультурной среды и определяется как комплекс специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит развитие и становление личности.
В.И. Слободчиков, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задаются границы содержания образовательной среды и ее состав».
Образовательная среда - это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом образовательная среда позволяет:
- учащимся - самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;
- педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте;
- родителям - участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;
- организаторам и управленцам - принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных процессов и условий.
Проанализировав представленные понятия, можно сказать, что образовательная среда это совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия.
Образовательная среда (школа) - это особый мир детства, где должны быть созданы благоприятные условия для роста и развития детей. Правильно организованная школьная среда позволяет каждому ребёнку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Очень важно, чтобы «образовательная среда» была комфортной. Это предполагает создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой закрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создаёт комфорт и условия для работы, раскрывает потенциальные возможности личности.
Источником благоприятной психологической среды в образовательном учреждении (в школе) является:
- положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
- доброжелательное отношение между учителем и учеником, т. к. в школе главной фигурой остается учитель.
Действия учителя по обеспечению здоровой психологической комфортной среды сводятся к созданию благоприятных условий для взаимодействия «учитель - ученик» с целью обеспечения возможностей реализации личности ребенка в полной мере.
Как добиться психологической комфортности в школе? Для этого в своем образовательном учреждении необходимо учитывать следующее:
- использовать единые требования к участникам образовательного процесса;
- четкая организация уроков или мероприятий, а не жесткая дисциплина;
- использовать на уроках или мероприятиях методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка);
- использовать методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
- не допускать стресс образующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
- использовать компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
- использовать в своей работе просьбы, а не требования;
- создавать "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
- преемственность образовательного процесса и комфортный переход учащимися различных ступеней обучения.
Следует помнить, что никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми и подавлении личности ребенка! Каждый ученик и учитель должен чувствовать в школе атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки.
Основными показателями психологического благополучия ребенка в школе являются:
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- отсутствие тревожности;
- высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
- отсутствие агрессии.
Делая вывод, можно сказать, что психологический климат в школе создают и учителя, и родители, и ученики. И от их совместных усилий зависит, каким он будет благоприятным или нет.
Создание комфортной среды в школе для всех участников образовательного и воспитательного процесса – первоочередная задача нашей школы уже не первый год. Весь педагогический коллектив школы понимает, что только в комфортных условиях можно развить в ребёнке качества личности, только, зная, что ребёнок находится в комфортных условиях и получает всё необходимое для развития, родители будут спокойны и удовлетворены, а педагогический коллектив при комфортных условиях сможет более плодотворно работать и творить.
Хотелось бы закончить словами из притчи… Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках".
Именно в наших с вами руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического климата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и достижениями.