"Психология подростка"
Содержание подросткового возраста составляет его переход от детства
к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке,
возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс
преобразования и определяет все основные особенности личности детей
подросткового возраста, а следовательно, и специфику работы с ними.
Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и
существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у
подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе
взаимоотношений с окружающими.
Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.
В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций,
которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь
различное содержание и разную длительность. В настоящее время в условиях
нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10 -- 11
до 14 -- 15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах
школы.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в
воспитательном отношении. Наибольшее количество детей с так называемой
"школьной дезадаптацией", т. е. не умеющих приспособиться к школе (что
может проявляться в низкой успеваемости, плохой дисциплине, расстройстве
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, появлении негативных черт в
личности и поведении, отрицательных субъективных переживаний и т. п. ),
приходится на средние классы.
Так, по данным В. В. Гроховского, подтверждаемым и другими иссле-
дователями, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в
Страницы: 1 | 2 | 3 > >>