Научный анализ к проблеме формирования познающего субъекта в процессе профессионального обучения

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>

Борщева Светлана Олеговна
Научный анализ к проблеме формирования познающего субъекта
в процессе профессионального обучения
ГБПОУ "Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства"
(Нижний Новгород)
Проблемам формирования познающего субъекта посвящено значительное число работ. Например, В. В. Лапицкий понятие "субъект" рассматривает в связи с понятием "объект", (субъект - тот, кто познает, объект - то, что познается). В "Философском энциклопедическом словаре" 1997г. понятие "субъект" интерпретируется шире и предстает как субъект познания, субъект действия, противостоящий объекту, ". . . активно действующий и познающий, обладающий сознанием, волей индивид или социальная группа. . . ". Субъектная организация познания предопределяет и функции, которые выполняет субъект в процессе познания в обучении:
oo информационную (получение знаний, их фиксация, обработка, описание и объяснение), связываемую с субъектом индивида;
oo критическую (очищение опыта и разума от "идолов"), также относимую к индивиду;
oo нормативную, связываемую с деятельностью научного сообщества (логико-методологические стереотипы индуктивного или дедуктивного порядка, идеал знания);
oo рефлексивные и саморефлексивные (обоснование знания).
При этом активность субъекта лежит не во внешнем, а во внутреннем опыте субъекта, т. е. обусловлена структурой самосознания. Перечисленные функции аналитически расчленены, но в реальном процессе познания в обучении все они переплетаются. Одни авторы ( К. Н. Любутин) считают, что субъект - объектные отношения включают всю человеческую деятельность, тогда как другие ( В. А. Лекторский) - только ее часть, относящуюся к процессам познания.

Страницы: 1 | 2 | 3  >  >>
Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: