Обзор цифровых образовательных ресурсов по физике - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 169
  • Скачиваний: 16

Обзор цифровых образовательных ресурсов по физике

В условиях модернизации образования роль педагога в образовательном процессе изменилась. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня он выполняет консультативно-координирующую роль. В этом педагогам помогают ЦОР (современные электронные пособия, виртуальные лаборатория, Интернет, новые средства обучения). Наша задача подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением обучающихся использовать компьютер.

ЦОР - образовательный ресурс представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.

Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

 

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
  • обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы.

Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:

помощь учителю при подготовке к уроку:

  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
  • эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
  • подготовка творческих заданий;
  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

помощь при проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  • компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  • индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:

  • повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
  • развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
  • помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
  • приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

 

Типы цифровых образовательных ресурсов по способу работы с ними:

интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;

тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

материалы для учителя – презентации и уроки.

 

Типы ЦОР по типу информации:

  • ЦОР с текстовой информацией: учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно- методические материалы.
  • ЦОР с визуальной информацией: коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; модели: 2-3-х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы. Карты для предметных областей.
  • ЦОР с комбинированной информацией: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.
  • ЦОР с аудио информацией: звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.
  • ЦОР с аудио и видео информацией: аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. Интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.
  • ЦОР со сложной структурой: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.

Также можно выделить следующие типы ЦОР:

  • размещенные в сети Интернет;
  • размещенные на оптических носителях.

Образовательные Интернет-ресурсы по физике

Повысить уровень качества проведения различных форм учебных занятий помогают Интернет-ресурсы, которые сегодня доступны практически всем.

Интернет-ресурсы которые применяются часто:

www.class-fizika.narod.ru «Занимательная физика в вопросах и ответах» Сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина. (г. Слободской Кировская обл.) содержит. Размещенные здесь материалы могут способствовать улучшению качества преподавания физики содержит интересные материалы для подготовки к ЕГЭ, учебники, задачники, тесты и. т. п., а также здесь можно найти увлекательные физические эксперименты.

http://www.fizika.ru  Материалы сайта предназначены для учеников 7-9 классов. Размещенные материалы распределены по разделам: «Проверялки» - здесь ученики найдут интерактивные вопросы.  «Медиалекция» - содержит записи, озвученные диктором в сочетании с анимированными иллюстрациями. «Рассуждалки» – раздел с тренировочными заданиями, обучающие подбирать пропущенные. «Тестилки» – это особая блочная компоновка заданий, состоящая из 20 или более, объединённых в 4 или более блоков по 5 заданий, имеющие общие варианты ответов. «Задачники» – это рубрика сайта, где собраны вопросы, задания и задачи к учебникам сайта. «Вычислялки» – это тренировочные задания, требующие несложных вычислений, которые надо производить «по действиям».  «Лабораторки» - в этой рубрике собраны описания классных лабораторных работ и простых домашних опытов. В рубрике «Факультативы» собраны темы, которые могут быть интересны учащимся в виде факультатива.

http://www.edu.delfa.net На этом сайте можно найти информацию о действующих программах и учебниках, краткие конспекты, материалы физической олимпиады, тесты, задачи, коллекцию ссылок и интересные научные факты

http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

для учреждений общего и начального профессионального образования

www.fizportal.ru/ Физический портал

www.elkin52.narod.ru/ (классная физика) ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ учителя физики гимназии № 42 г. Санкт-Петербурга Балдиной Елены Александровны.

Сайты с виртуальными лабораториями:

http://all-fizika.com

http://www.virtulab.net

http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml (10-11 классы)

Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: