Обзор цифровых образовательных ресурсов по физике
В условиях модернизации образования роль педагога в образовательном процессе изменилась. Если раньше задача педагога заключалась в том, чтобы передать знания ученикам, то сегодня он выполняет консультативно-координирующую роль. В этом педагогам помогают ЦОР (современные электронные пособия, виртуальные лаборатория, Интернет, новые средства обучения). Наша задача подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением обучающихся использовать компьютер.
ЦОР - образовательный ресурс представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач.
Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.
Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:
Современные цифровые образовательные ресурсы должны:
- соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам;
- ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
- обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
- предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
- обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;
- обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы.
Задачи комплекта цифровых образовательных ресурсов:
помощь учителю при подготовке к уроку:
- компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
- большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
- эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;
- подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
- подготовка творческих заданий;
- подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
- обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
помощь при проведении урока:
- демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
- использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
- компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
- индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.
помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
- повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
- большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
- возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
- развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
- помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
- приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Типы цифровых образовательных ресурсов по способу работы с ними:
интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;
демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;
тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;
материалы для учителя – презентации и уроки.
Типы ЦОР по типу информации:
- ЦОР с текстовой информацией: учебники и учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники и тесты; словари; справочники; энциклопедии; периодические издания; нормативно-правовые документы; числовые данные; программно- и учебно- методические материалы.
- ЦОР с визуальной информацией: коллекции: иллюстрации; фотографии; портреты; видеофрагменты процессов и явлений; демонстрации опытов; видеоэкскурс; модели: 2-3-х мерные статические и динамические; объекты виртуальной реальности; интерактивные модели. Символьные объекты: схемы; диаграммы; формулы. Карты для предметных областей.
- ЦОР с комбинированной информацией: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; книги для чтения; задачники; энциклопедии; словари; периодические издания.
- ЦОР с аудио информацией: звукозаписи выступлений; звукозаписи музыкальных произведений; звукозаписи живой природы; звукозаписи неживой природы; синхронизированные аудио объекты.
- ЦОР с аудио и видео информацией: аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии. Интерактивные модели: предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.
- ЦОР со сложной структурой: учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.
Также можно выделить следующие типы ЦОР:
- размещенные в сети Интернет;
- размещенные на оптических носителях.
Образовательные Интернет-ресурсы по физике
Повысить уровень качества проведения различных форм учебных занятий помогают Интернет-ресурсы, которые сегодня доступны практически всем.
Интернет-ресурсы которые применяются часто:
www.class-fizika.narod.ru «Занимательная физика в вопросах и ответах» Сайт заслуженного учителя РФ, методиста Виктора Елькина. (г. Слободской Кировская обл.) содержит. Размещенные здесь материалы могут способствовать улучшению качества преподавания физики содержит интересные материалы для подготовки к ЕГЭ, учебники, задачники, тесты и. т. п., а также здесь можно найти увлекательные физические эксперименты.
http://www.fizika.ru Материалы сайта предназначены для учеников 7-9 классов. Размещенные материалы распределены по разделам: «Проверялки» - здесь ученики найдут интерактивные вопросы. «Медиалекция» - содержит записи, озвученные диктором в сочетании с анимированными иллюстрациями. «Рассуждалки» – раздел с тренировочными заданиями, обучающие подбирать пропущенные. «Тестилки» – это особая блочная компоновка заданий, состоящая из 20 или более, объединённых в 4 или более блоков по 5 заданий, имеющие общие варианты ответов. «Задачники» – это рубрика сайта, где собраны вопросы, задания и задачи к учебникам сайта. «Вычислялки» – это тренировочные задания, требующие несложных вычислений, которые надо производить «по действиям». «Лабораторки» - в этой рубрике собраны описания классных лабораторных работ и простых домашних опытов. В рубрике «Факультативы» собраны темы, которые могут быть интересны учащимся в виде факультатива.
http://www.edu.delfa.net На этом сайте можно найти информацию о действующих программах и учебниках, краткие конспекты, материалы физической олимпиады, тесты, задачи, коллекцию ссылок и интересные научные факты
http://school-collection.edu.ru/ Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
для учреждений общего и начального профессионального образования
www.fizportal.ru/ Физический портал
www.elkin52.narod.ru/ (классная физика) ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ учителя физики гимназии № 42 г. Санкт-Петербурга Балдиной Елены Александровны.
Сайты с виртуальными лабораториями:
http://barsic.spbu.ru/www/lab_dhtml (10-11 классы)