Работа с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания - конспект для урока

 
  • Рубрика:
  • Формат: zip
  • Просмотров: 125
  • Скачиваний: 2

Работа с одаренными детьми на уроках истории и обществознания

  «В каждом человеке – солнце,

 только дайте ему светить»

                                                                                                                         Сократ.

Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.

На современном этапе развития общества первоочередная роль также отводится поиску, обучению одаренных детей и реализацию их возможностей.

Перед наукой стоит задача воспитания «нового» человека, с более высоким уровнем интеллекта, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности.

Проблема обучения и воспитания одаренных детей тесно связана с быстро меняющимися требованиями общества, создавшего идею организации целенаправленного образования и воспитания людей, с наиболее ярко выраженными способностями в какой - либо области знаний.

Одаренность – дар природы или результат разумного воспитания? Чудо природы или чудо терпения и внимания родителей и учителей? Одни утверждают, что таланту ничего не надо, если он есть, то он есть. Другие, что талант надо обязательно развивать и это развитие, прежде всего, зависит от личной направленности человека, от его жизненной позиции.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Современному обществу нужны одаренные люди, его задача состоит в том, что бы рассмотреть  способности всех его представителей. Безусловно, многое зависит и от семьи, и от учебного заведения. Задача школы – поддержать и развить способности ребенка, сделать все для того чтобы эти способности были реализованы.

Педагоги для своей работы с одаренными детьми применяют, так называемую, «Формулу одаренности». Которая состоит из трёх критериев: мотивация, интеллект, креативность.

Критерий «Мотивация»  - создание и ударенного ребенка повышенного интереса  к предмету.

Ведь характерное отличие одаренного ребенка в том, что в основе его деятельности лежат мотивы  для мотивирования ребенка:

  1. Проблемное обучение, усиливает интерес к истории как предмету. Педагог, создавая на уроках истории различные проблемы, ситуации, может выходить за пределы образовательного стандарта, научить применять творческие приемы исследовательского характера, такие как, сравнительный анализ, определение причин по следствиям.

Приёмы введения проблемного обучения на уроках различны, их можно использовать не только вовремя всего урока, но и как его элемент.

  1. Использование электронных ресурсов. На современном этапе, информационные технологии помогают использовать на уроках истории и обществознания звуковую, текстовую, видеоинформацию по-новому. Ученики, которые самостоятельно, активно работают  с компьютером, имеют более высокий уровень самообразовательных навыков, лучше ориентируются в бурном информационном потоке.
  2. Участие в различных олимпиадах, конкурсах, проектах. Это не только мотивирует, но повышает самооценку ученика.

Критерий «Интеллект» - создание у одаренного ребенка условий развития логического мышления.

Для правильного формирования способности  к познанию на уроках истории и обществознания применяют:

  1. Работа с различными видами информационных источников (письменные, графические, электронные);
  2. Применение различных методов преподавания: традиционный метод (лекция, беседа),  современный (составление кластеров);
  3. В рамках личностно – ориентированного подхода применение стратегии обогащения обучения (самопознание, углубления в предмет).

Критерий «Креативность» - развитие у одаренного ребенка творческих способностей на уроках истории и обществознания.

Креативности – способность личности нестандартно принимать решения, процесс проявления чувствительности к различным проблемам. Количество идей, их гибкость и оригинальность вот основные показатели креативности.

Данные критерии четко проявляются в проектных и исследовательских работах, при  использовании различных интерактивных технологиях.

Занятие с одаренными детьми – взаимообогащающий, взаиморазвивающий процесс.

Безусловно, заниматься развитием способностей необходимо. Ведь абсолютное раскрытие способностей важно не только для ребенка, но и для общества в целом. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

Список использованной литературы и источников

  1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
  2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
  3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
  4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
  5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.


Рейтинг
Оцени!
Поделись конспектом: