Аннотация: В статье рассматривается технология «перевёрнутый класс» в общеобразовательных учреждениях Тульской области в рамках проекта 1:1. Анализируются активные методы обучения, позволяющие развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные компетенции школьников.
Ключевые слова: перевёрнутый класс, химия, урок, технология.
Современная жизнь характеризуется стремительными темпами развития, большой мобильностью, что в свою очередь приводит к ужесточению требований к образовательному процессу. Следовательно, изменяются цели и содержание образования, возникают новые средства и технологии обучения. Однако при всём многообразии – урок остаётся ключевой формой организации учебного процесса.
Так ситуационно складывается, что учителям постоянно нужно искать новые формы оживления процесса объяснения материала и обратной связи, которые позволили бы активизировать всех школьников, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечить быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала.
В рамках реализации в общеобразовательных учреждениях Тульской области проекта 1:1 и улучшения качества обучения по предмету химия в 10 классах, было принято решение перехода на смешанную модель обучения «перевёрнутый класс».
Суть технологии заключается в том, что старшеклассники, овладевшие фундаментом органической химии (гомология, изомерия, типы реакций: замещения, присоединения, отщепления и ОВР), самостоятельно теоретически знакомятся с классами органических соединений. Для этого в папке приложения Showbie размещается видеоролик длительностью 3-7 минут, пункты составления конспекта и тренировочные упражнения минимального уровня с использованием приложения Online Test Pad, Socrative. Обучающиеся дома работают по плану, назначенному преподавателем. Такой дистанционный подход позволяет самостоятельно планировать выполнение заданий, а так же скорость просмотра и восприятия материала. Имеются риски, связанные с не выполнением домашнего конспекта и прочтением материала. Избежать этого момента возможно, если систематически включать первичный контроль. Дальнейшее рассмотрение темы полностью зависит от творчества педагога и технических возможностей учебного учреждения. Можно организовать лабораторную или практическую работу с целью применения, полученных теоретических знаний. Кроме того, эффективны методы урок-семинар, урок-конференция, позволяющие обобщить единичные знания в систему. В свою очередь урок-тренинг применяется с целью закрепления в виде проработке упражнений по принципу от простого к сложному.
Очень важно использовать при организации занятий активные методы, такие как «автобусная остановка», «тонкие и толстые вопросы», «решето», «кластер», «глухой телефон», «лови ошибку», «мозговой штурм» и многое другое, что позволяет развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные компетенции школьников.
В заключении необходимо отметить, что в феврале 2020 года в МБОУ «СОШ № 2» были проведены административные работы по многим предметам, в том числе и по химии. Результат: 10 естественнонаучный класс – 4,2 балла (5 часов/в неделю); 10 социально-экономический класс (1 час/в неделю) – 3,8 балла.