Материал будет полезен учителям и воспитателям, работающим с детьми, обучающимися по программе VIII вида. Статья содержит теоретические аспекты ценностных ориентаций, методики, направленные на изучение различных сфер жизнедеятельности детей, качественный и количественный анализ данных. Также предлагаются формы работы с классным коллективом, направленные на эффективное формирование нравственных ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека. К ценностям, в первую очередь, следует отнести здоровье человека, его близких и окружающих, сохранение природного мира, гармонию человека с природным и социальным миром, красоту природы, активную, деятельную жизнь. Они играют решающую роль в саморегуляции, самоопределении, самореализации личности, определяют цели и средства деятельности, а также способность человека к рефлексии.
Все это играет существенную роль в становлении личности человека, является основой для выбора образа жизни, профессионального и жизненного пути.
Как отмечают психологи становление у школьников ценностных ориентаций начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности.
Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают. От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.
Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Это экспрессивная функция, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится передать принятые ценности другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами", пропускающими лишь ту информацию, которая не требует перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов.
Итак, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения.
Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что у личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.
Педагогу принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Педагог всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Очень важным фактором формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов является воспитание.
С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте мною был проведен ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей 3 «Б» класса ОКСОУ Дмитриевской с(к)о школы-интерната V вида. Дети обучаются по программе VIII вида.
В классе - 8 человек. Из них 2 детей – женского пола, 6 детей – мужского пола.
Средний возраст детей – 9,5 лет. В исследовании принимали участие 6 человек.
Перед проведением исследования, опираясь на данные наблюдений и личных дел учащихся, мы установили ряд общих для исследуемых детей особенностей, среди которых можно выделить следующие:
- неуверенность в себе, неумение вступить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;
- недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;
- отсутствие смысла жизни;
- низкий интеллект;
- высокий уровень тревожности.
- повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость;
Использованные методики адаптированы на младший школьный возраст.
В их основе лежит беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их понимание ситуации и отношение к ней.
В данной работе мы использовали:
1. Вопросы:
- Идёт контрольная работа. Твой одноклассник не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
- Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
- Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
- Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?
2. Социометрическая методика изучения ценностей.
Понятия:
Когда ты вырастешь, ты будешь…
- Красивым.
- Богатым.
- Очень умным.
- Всегда помогать людям.
- Пойдешь воевать.
- У тебя будет много друзей.
Детям предлагается расположить варианты в порядке значимости для них.
Количественный анализ полученных данных
На основе ответов составим таблицу.
- Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
- Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
- Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
- Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?